Урок 104
Тема. Деления
десятичных дробей
Цель: дополнить
знания учащихся правилом деления десятичных дробей на 0,1; 0,01 и т. д. и
закрепить знания общего правила деления десятичных дробей; отрабатывать
навыки использования названных выше правил при решении задач,
предусматривают выполнение деления десятичных дробей.
Тип урока:
применение знаний, навыков и умений.
Ход урока
I. Проверка
домашнего задания
1. Проверяется решение № 940 (1-6); 944
(1-3); 946; 958 (1), ответы к которым в краткой форме записаны на доске.
2. После проверки ответов и разъяснения
непонятных моментов учащиеся отвечают на вопросы учителя:
- Как
разделить десятичную дробь на десятичную дробь?
- Как
разделить десятичную дробь на натуральное число?
- Как
разделить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т. д.?
- Почему
равна доля: 8,4 : 0,2; 0,08 : 0,4; 0,126 : 0,3; 1,2 : 0,06; 8,4 : 10; 1,88
: 100?
II. Совершенствование знаний
Учитель предлагает
ученикам выполнить задание и проанализировать ответы.
Задачи.
Использовав правило деления десятичной дроби на десятичную дробь, вычислите
долю:
1) 27,2 : 0,1; 2)
27,2 : 0,01; 3) 27,2 : 0,001.
(Понятно, что 27,2
: 0,1 = 272 : 1 = 272.
27,2 : 0,01 = 2720
: 1 = 2720.
27,2 : 0,001 =
27200 : 1
= 27200.)
Анализ ситуации,
сложилась, можно упростить, предложив вопрос:
- Что
изменилось в доле отношении делимого?
- Как
эта смена связана с делителем?
Ученики замечают, что
при делении на 27,2 0,1 запятая передвинулась на 1 цифру вправо, на 0,01 - на две
цифры вправо и т. д.)
Вывод. Следовательно, чтобы
разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001, надо перенести запятую в деленному
на столько цифр вправо, сколько их после запятой в делителе.
Пример: 93,42 : 0,1
= 934,2 или а : 0,1 = а · 10 и т. д.
То есть теперь мы
знаем, как вести себя при делении десятичной дроби на:
1) натуральные числа (10n );
2) десятичные дроби (0,1; 0,01; 0,001,... и т. д. отдельно).
III. Закрепления знаний.
Формирование умений
Решение упражнений
№№ 941; 939
(четные); 943 (4-6); 958 (2), 963 (2; 3), 988 (1).
@ Комментарий. Решая перечисленные
разноплановые задания, учитель должен акцентировать работу учащихся на том, что:
1) надо правильно использовать
изучены правила и отдельные их случаи при выполнении вычислений;
2) деление десятичных дробей среди других арифметических действий
с десятичными дробями выполняется почти так, как действия с натуральными числами,
поэтому форма записи и способ вычислений почти не изменится;
3) арифметические действия с десятичными дробями является лишь
инструментом для решения других задач (текстовых, уравнений и т. д.)
IV. Итог урока
Блиц-тест
Выполните деление:
Вариант 1
|
Вариант 2
|
1. 84,6 : 0,1,
|
1. 0,73 : 0,01.
|
1) 846;
|
1) 7,3;
|
2) 8,46;
|
2) 73;
|
3) 84,6;
|
3) 0,073;
|
4) 0,846.
|
4) 730.
|
2. 0,72 : 0,9.
|
2. 0,039 : 0,13.
|
1) 0,8;
|
1) 3;
|
2) 0,08;
|
2) 0,3;
|
3) 8;
|
3) 0,26;
|
4) 0,62.
|
4) 30.
|
3. 89,6 : 28.
|
3. 33,28 : 52.
|
1) 32;
|
1) 6,4;
|
2) 3,2;
|
2) 0,64;
|
3) 0,32;
|
3) 0,064;
|
4) 3,02
|
4) 640
|
V. Домашнее задание
п. 31 №№ 942; 948
(3); 964 (1; 2); повторить п. 22; пример 1-3.