Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

Урок 104

Тема. Деления десятичных дробей

 

Цель: дополнить знания учащихся правилом деления десятичных дробей на 0,1; 0,01 и т. д. и закрепить знания общего правила деления десятичных дробей; отрабатывать навыки использования названных выше правил при решении задач, предусматривают выполнение деления десятичных дробей.

Тип урока: применение знаний, навыков и умений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Проверяется решение № 940 (1-6); 944 (1-3); 946; 958 (1), ответы к которым в краткой форме записаны на доске.

2. После проверки ответов и разъяснения непонятных моментов учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- Как разделить десятичную дробь на десятичную дробь?

- Как разделить десятичную дробь на натуральное число?

- Как разделить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т. д.?

- Почему равна доля: 8,4 : 0,2; 0,08 : 0,4; 0,126 : 0,3; 1,2 : 0,06; 8,4 : 10; 1,88 : 100?

 

II. Совершенствование знаний

Учитель предлагает ученикам выполнить задание и проанализировать ответы.

Задачи. Использовав правило деления десятичной дроби на десятичную дробь, вычислите долю:

1) 27,2 : 0,1; 2) 27,2 : 0,01; 3) 27,2 : 0,001.

(Понятно, что 27,2 : 0,1 = 272 : 1 = 272.

27,2 : 0,01 = 2720 : 1 = 2720.

27,2 : 0,001 = 27200 : 1 = 27200.)

Анализ ситуации, сложилась, можно упростить, предложив вопрос:

- Что изменилось в доле отношении делимого?

- Как эта смена связана с делителем?

Ученики замечают, что при делении на 27,2 0,1 запятая передвинулась на 1 цифру вправо, на 0,01 - на две цифры вправо и т. д.)

Вывод. Следовательно, чтобы разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001, надо перенести запятую в деленному на столько цифр вправо, сколько их после запятой в делителе.

Пример: 93,42 : 0,1 = 934,2 или а : 0,1 = а · 10 и т. д.

То есть теперь мы знаем, как вести себя при делении десятичной дроби на:

1) натуральные числа (10n );

2) десятичные дроби (0,1; 0,01; 0,001,... и т. д. отдельно).

 

III. Закрепления знаний. Формирование умений

Решение упражнений

№№ 941; 939 (четные); 943 (4-6); 958 (2), 963 (2; 3), 988 (1).

@ Комментарий. Решая перечисленные разноплановые задания, учитель должен акцентировать работу учащихся на том, что:

1) надо правильно использовать изучены правила и отдельные их случаи при выполнении вычислений;

2) деление десятичных дробей среди других арифметических действий с десятичными дробями выполняется почти так, как действия с натуральными числами, поэтому форма записи и способ вычислений почти не изменится;

3) арифметические действия с десятичными дробями является лишь инструментом для решения других задач (текстовых, уравнений и т. д.)

 

IV. Итог урока

Блиц-тест

Выполните деление:

 

Вариант 1

Вариант 2

1. 84,6 : 0,1,

1. 0,73 : 0,01.

1) 846;

1) 7,3;

2) 8,46;

2) 73;

3) 84,6;

3) 0,073;

4) 0,846.

4) 730.

2. 0,72 : 0,9.

2. 0,039 : 0,13.

1) 0,8;

1) 3;

2) 0,08;

2) 0,3;

3) 8;

3) 0,26;

4) 0,62.

4) 30.

3. 89,6 : 28.

3. 33,28 : 52.

1) 32;

1) 6,4;

2) 3,2;

2) 0,64;

3) 0,32;

3) 0,064;

4) 3,02

4) 640

 

V. Домашнее задание

п. 31 №№ 942; 948 (3); 964 (1; 2); повторить п. 22; пример 1-3.