Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Стилистика украинского языка

Этичность и эстетичность речи

 

Этичность и эстетичность речь взаимообусловлены, отдельный рассмотрение их является несколько условным. Все этическое полностью или частично одновременно и эстетическое, и наоборот.

Понятие «этичность», как и прилагательное «этический», от которого оно образовалось, связано с этикой (лат. ethica, от греч. ethos - обычай, правило). Это наука, изучающая мораль; нормы поведения, совокупность моральных правил всего общества или определенной социальной группы лиц, их моральных правил мышления и деятельности.

Этическим в полных проявлениях, измерениях может считаться только такое вещание, которое соответствует сложившимся в обществе позитивным нормам поведения.

Этичность украинского литературного вещания основывается на общечеловеческих и национальных началах, отражает лучшие качества, черты украинского народа (трудолюбие, любовь к родины, уважительное отношение к другим народам и т.д.). Она предусматривает и любовь к родному языку, всестороннее и нормативное пользование ею.

С этичностью вещания связана его эстетичность. Этот срок касается эстетики (греч. aisthetikos - чувственно воспринимаемый) - учение о прекрасном, о формировании его в художественный творчестве, в природе, в обществе; это также система взглядов на искусство.

Эстетическим речь, исполненное красоты в коллективном (групповом) и в индивидуальном проявлении и восприятии.

В собственно лингвистическом плане все единицы, явления языка по своей сути равноценны, среди них нет лучших и худших, красивых и уродливых. Например, все фонемы в одинаковой степени и этические, и эстетические, в отличие от вульгарного, оскорбительного значения, которое закрепилось в языке и речи с незначительным количеством слов. их употребления в индивидуальном речи всегда является следствием социальной, этической и эстетической невоспитанности каждого. Итак, эстетичность и неэстетичность как особые понятия и элементы умственно-чувственной сферы человека в значительной степени касаются языковой и речевой семантики, которая закрепилась за словами и воспринимается в пределах отдельного слова или предложения, текста. Различают слова с положительным смыслом (любовь, любовь, радость, порядочность, воспитанность и др.), которые настраивают на благосклонное восприятие обозначаемого ими понятия, стимулируют появление и проявление в говорящих ощущение красоты в сфере человеческих отношений, и слова (вражда, измена, преступление, разбой, смерть, болезнь и т.п.), с которыми связаны определенные негативные ассоциации вещателей. Слова с положительной и отрицательной семантикой по-своему коммуникативно, стилистически важны. При особых ситуаций общения возможны и такие высказывания, как красота смерти, замечательная болезнь и др. Такое алогичное использование слов и оборотов крайне особенное, случайное, стилистически искаженное, а потому нежелательно.

Тяготение к эстетичности в мыслях и поступках, стремление к видению красоты почти во всем, что имеющееся в человеке и окружающем мире, является явлением естественным, осознанным или воображаемым, которое нередко граничит с фантастикой или становится ею.

Человек от природы ориентирована преимущественно на прекрасное в себе и во всем, что ее окружает и что она представляет, воспринимает. Отдавая предпочтение прогрессивному и красивом, этическом и эстетическом в жизни, каждый из говорящих зачастую осознанно избегает негативного и некрасивого, неэстетичного. В этом один из определяющих проявлений позитивной человеческой сущности. Однако каждый человек отличается от других (духовно, характером, темпераментом, языком, поведением и т.д.), так и эстетическое, прекрасное в речи одновременно является произведением, порождением и социальным и индивидуальным.

Эстетичность представляет собой коллективно ориентированное явление, естественно свойственно всем, но индивидуально неповторимое, особенное, хоть это коммуникативно менее важно, потому что главное в этой сфере заключается в социально-коллективном осознании этического и эстетического в жизни, в искусстве, в языке. Этому служит почти весь фонетико - грамматический состав языка, потому что сам по себе он равноценен с точки зрения этического и эстетического. Однако этого нельзя сказать о семантике многих слов, выражений, о ритмомелодику фразы, ее интонирование: именно в таких элементах и проявлениях языка сконцентровується неэтичность и неэстетичность сказанного или написанного.

Речевая эстетика - одно из самых больших богатств языка, которое настраивает на восприятие прекрасного в мире, в высказываниях каждого. Хотя все имеющееся в языке по своей сути этическое и эстетическое, некоторые говорящие наполняют языковые единицы отрицательным значением или эмоциональностью. Это дискредитирует говорящего, унижает его достоинство, свидетельствует о отсутствие у него культуры поведения и культуры речи.

Этичность и эстетичность речи наиболее полно проявляются в речевой стилистике, которая имеет в своей основе устоявшиеся нормы (фонетически-произносимые, лексические, фразеологические и грамматические) литературного языка. Нарушение этих норм (например, употребление несвойственной определенном стиля лексики и т.д), все случайное в речи (кроме наиболее удачных, индивидуально-оказіональних неологизмов), как правило, несовместимо с речевой культурой, с ее этикой и эстетикой. Французский писатель Ги де Мопассан (1850-1893) на вопрос, какие «вольности в языке» (в отличие от индивидуального вещания) может позволить себе писатель, не раз отвечал однослівно: «Никаких!» Этичность и эстетичность присущи языку во всех ее стилях, но в каждом из них они реализуются своеобразно и неповторимо. Так, в текстах художественного стиля не принято чрезмерно использовать термины с определенной области знаний (математики, техники и т.д.), в официально-деловом - художественные средства речи (в частности, тропы), фразеологизмы и др.

Эстетическая функция слова, а еще больше эстетическая роль синтаксической конструкции, - это мощный, функционально неисчерпаемый речевой материал. Эстетику речи нельзя сводить только к художественной литературе (поэзии и прозы). Даже заявление, написана по устоявшимися требованиями, параметрами, с особой тщательностью, безупречным почерком, безупречно составлен протокол объективно вызывают удовольствие, этическое и экспрессивно-эстетическое впечатление. Каждый стиль языка и речь имеет свою эстетику, неповторимую красоту и привлекательность.

Итак, этичность и эстетичность речи распространяются на все сферы деятельности человека, на осознание ею действительности и себя в ней. В этичности и эстетичности речи каждый реализует себя морально и оценочно-эмоционально, чем настраивает других на восприятие разумного и прекрасного в жизни, в мышлении и речи.