Этичность и
эстетичность речи
Этичность и эстетичность
речь взаимообусловлены, отдельный рассмотрение их является несколько условным. Все этическое
полностью или частично одновременно и эстетическое, и наоборот.
Понятие «этичность», как
и прилагательное «этический», от которого оно образовалось, связано с этикой (лат.
ethica, от греч. ethos - обычай, правило). Это наука, изучающая мораль; нормы
поведения, совокупность моральных правил всего общества или определенной
социальной группы лиц, их моральных правил мышления и деятельности.
Этическим в полных проявлениях,
измерениях может считаться только такое вещание, которое соответствует сложившимся в
обществе позитивным нормам поведения.
Этичность украинского
литературного вещания основывается на общечеловеческих и национальных началах,
отражает лучшие качества, черты украинского народа (трудолюбие, любовь к
родины, уважительное отношение к другим народам и т.д.). Она предусматривает и
любовь к родному языку, всестороннее и нормативное пользование ею.
С этичностью вещания
связана его эстетичность. Этот срок касается эстетики (греч. aisthetikos
- чувственно воспринимаемый) - учение о прекрасном, о формировании его в художественный
творчестве, в природе, в обществе; это также система взглядов на искусство.
Эстетическим речь,
исполненное красоты в коллективном (групповом) и в индивидуальном проявлении и
восприятии.
В собственно лингвистическом
плане все единицы, явления языка по своей сути равноценны, среди них нет
лучших и худших, красивых и уродливых. Например, все фонемы в одинаковой степени и
этические, и эстетические, в отличие от вульгарного, оскорбительного значения, которое
закрепилось в языке и речи с незначительным количеством слов. их употребления в
индивидуальном речи всегда является следствием социальной, этической и эстетической
невоспитанности каждого. Итак, эстетичность и неэстетичность как особые понятия и
элементы умственно-чувственной сферы человека в значительной степени касаются языковой и
речевой семантики, которая закрепилась за словами и воспринимается в пределах
отдельного слова или предложения, текста. Различают слова с положительным смыслом
(любовь, любовь, радость, порядочность, воспитанность и др.), которые настраивают на
благосклонное восприятие обозначаемого ими понятия, стимулируют появление и проявление в
говорящих ощущение красоты в сфере человеческих отношений, и слова (вражда, измена,
преступление, разбой, смерть, болезнь и т.п.), с которыми связаны определенные негативные
ассоциации вещателей. Слова с положительной и отрицательной семантикой по-своему
коммуникативно, стилистически важны. При особых ситуаций общения возможны и
такие высказывания, как красота смерти, замечательная болезнь и др. Такое алогичное
использование слов и оборотов крайне особенное, случайное, стилистически искаженное,
а потому нежелательно.
Тяготение к эстетичности
в мыслях и поступках, стремление к видению красоты почти во всем, что имеющееся в
человеке и окружающем мире, является явлением естественным, осознанным или воображаемым, которое
нередко граничит с фантастикой или становится ею.
Человек от природы
ориентирована преимущественно на прекрасное в себе и во всем, что ее окружает и что она
представляет, воспринимает. Отдавая предпочтение прогрессивному и красивом, этическом и
эстетическом в жизни, каждый из говорящих зачастую осознанно избегает негативного и
некрасивого, неэстетичного. В этом один из определяющих проявлений позитивной
человеческой сущности. Однако каждый человек отличается от других (духовно,
характером, темпераментом, языком, поведением и т.д.), так и эстетическое, прекрасное
в речи одновременно является произведением, порождением и социальным и индивидуальным.
Эстетичность представляет собой
коллективно ориентированное явление, естественно свойственно всем, но индивидуально
неповторимое, особенное, хоть это коммуникативно менее важно, потому что главное в этой сфере
заключается в социально-коллективном осознании этического и эстетического в жизни, в
искусстве, в языке. Этому служит почти весь фонетико - грамматический состав языка,
потому что сам по себе он равноценен с точки зрения этического и эстетического. Однако
этого нельзя сказать о семантике многих слов, выражений, о ритмомелодику
фразы, ее интонирование: именно в таких элементах и проявлениях языка сконцентровується
неэтичность и неэстетичность сказанного или написанного.
Речевая эстетика -
одно из самых больших богатств языка, которое настраивает на восприятие прекрасного в
мире, в высказываниях каждого. Хотя все имеющееся в языке по своей сути
этическое и эстетическое, некоторые говорящие наполняют языковые единицы отрицательным значением
или эмоциональностью. Это дискредитирует говорящего, унижает его достоинство, свидетельствует о
отсутствие у него культуры поведения и культуры речи.
Этичность и эстетичность
речи наиболее полно проявляются в речевой стилистике, которая имеет в своей
основе устоявшиеся нормы (фонетически-произносимые, лексические, фразеологические и грамматические)
литературного языка. Нарушение этих норм (например, употребление несвойственной определенном
стиля лексики и т.д), все случайное в речи (кроме наиболее удачных,
индивидуально-оказіональних неологизмов), как правило, несовместимо с речевой
культурой, с ее этикой и эстетикой. Французский писатель Ги де Мопассан
(1850-1893) на вопрос, какие «вольности в языке» (в отличие от
индивидуального вещания) может позволить себе писатель, не раз отвечал
однослівно: «Никаких!» Этичность и эстетичность присущи языку во всех ее
стилях, но в каждом из них они реализуются своеобразно и неповторимо. Так, в
текстах художественного стиля не принято чрезмерно использовать термины с определенной
области знаний (математики, техники и т.д.), в официально-деловом - художественные средства
речи (в частности, тропы), фразеологизмы и др.
Эстетическая функция слова,
а еще больше эстетическая роль синтаксической конструкции, - это мощный,
функционально неисчерпаемый речевой материал. Эстетику речи нельзя
сводить только к художественной литературе (поэзии и прозы). Даже заявление,
написана по устоявшимися требованиями, параметрами, с особой тщательностью,
безупречным почерком, безупречно составлен протокол объективно вызывают
удовольствие, этическое и экспрессивно-эстетическое впечатление. Каждый стиль языка и
речь имеет свою эстетику, неповторимую красоту и привлекательность.
Итак, этичность и
эстетичность речи распространяются на все сферы деятельности человека, на
осознание ею действительности и себя в ней. В этичности и эстетичности речи
каждый реализует себя морально и оценочно-эмоционально, чем настраивает других на
восприятие разумного и прекрасного в жизни, в мышлении и речи.