РАЗДЕЛ 4
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ
4.8. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
Электрический подвижной состав
К электрическому подвижному составу относятся электровозы и электропоезда, которые
используются в пригородном движении. В зависимости от рода применяемого тока
различают электровозы постоянного, переменного тока, двойного питания и
многосистемные. Так же различаются и
электропоезда.
Энергию для движения поездов электровоз и електровагон получают через контактный
провод, к которому примыкает установленный на крыше электровоза (електровагона)
токоприемник. Электрическая энергия, подведенная к тяговых двигателей, заставляет
вращаться их якоря, а через зубчатую передачу приводятся во вращение
колесные пары электровоза (електровагона).
На магистральной железной дороге электрическая тяга была впервые введена в 1895 г. в США,
когда был электрифицирован тоннель и подходы к нему на направлении Балтимор-Огайо.
Первый отечественный грузовой электровоз переменного тока ВЛ19 построено на
заводе «Динамо» в 1932 г. Он успешно прошел испытания на электрифицированном
Сурамському перевале.
Электровозы и електровагони состоят из:
•
механической части (кузов для размещения в нем электрической аппаратуры и
другого оборудования; тележки, состоящей из рамы, колесных пар с буксами,
рессорного подвешивания и тормозного оборудования);
•
электрического оборудования (тяговых электродвигателей, вспомогательных электрических
машин, аппаратуры для управления двигателями и вспомогательными машинами, а на
электроподвижном составе переменного тока и двойного питания, кроме того,
трансформаторов и преобразователей тока).
В передней части электровоза размещается кабина машиниста с пультом
управления.
По типу передачи тягового усилия до колесных пар различают электровозы с
групповым и индивидуальным приводом: по типу торможения - с реостатным,
рекуперативным и реверсивным торможением.
Для пригородного пассажирского сообщения на электрифицированных линиях
используются электропоезда, состоящие из специально оборудованных
вагонов. Вагоны, которые имеют тяговые двигатели, называются моторными, другие -
прицепными. В 1957 г. Рижский вагоностроительный завод освоил серийный выпуск
электропоездов ЕР1. В настоящее время вращаются в основном поезда типов ЕР1, ЕР2,
ЕР22, ЭР9П, ЭР9М.