Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Политическая культура - 1) качественный состав политической жизни общества, что определяется историческими, социально-экономическими и политическими условиями и отражает уровень усвоения субъектом - обществом, группой, лицом - соответствующих политических отношений, способов деятельности, норм и ценностей, степень социокультурного развития человека и степень его активности в преобразовании политической, социальной действительности; 2) совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников системы, политического процесса; субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им соответствующего значения. То, что называют ныне П. к., в свое время было предметом особого внимания Платона, Аристотеля, Ш. Монтескье, Н. Макиавелли, К. Маркса, К. Мангеймата многих других ученых. Как категория П. к. стала систематически употребляться в 50-х годах XX ст. Предвестником термина "политическая культура" был термин "национальный характер", который трактовался как комплекс политических, моральных, культурных и других представлений, характерных для отдельной нации и закреплены в ее национальной культуре и традициях. После 60-х годов С. Ива, Г. Алмонд, Т. Парсонс, Р. Такер, другие авторы тесно связывают сущность П. к. с традициями, исторической памятью, мотивациями, ценностями, символами и т.д. Существует несколько основных общих подходов к трактовке этого понятия. Первый: П. к. считают систему ценностей социума и его граждан, систему политических институтов и соответствующих способов коллективной и индивидуальной политической деятельности. Второй: П. к. - это определенная совокупность убеждений, взглядов, ориентаций и образцов поведения. Третий: П. к. представляет собой процесс формирования и реализации определенных сил таких социальных субъектов, как классы, группы, личности, в процессе их общественно-политической деятельности. Четвертый: П. к. - объективное отражение и реализация в процессе противоборства коренных классовых интересов, политических принципов и лозунгов, которые провозглашаются политическими партиями, отдельными политиками, государством. Пятый: считают, что П. к. характеризуется как система убеждений, идей, представлений, установок, моделей поведения, сложившиеся исторически. При таких разносторонних трактовок понятия "П. к." трудно проследить наличие единых или часто повторяющихся элементов, ее образующих. Вероятнее всего, следует считать, что в значительной степени все эти элементы можно отнести к феномену "П. к.". Существует несколько видов типологии, и еще больше типов П. к. Так, американские политологи, в частности С. Ива, выделяют три типа П. к.: патриархальную, підданську и активістську. Патриархальная характеризуется отсутствием интереса к политической жизни, распределения и четкого определения политических ролей в обществе. Підданська связана с достаточно сильной ориентацией на политическую систему, ее деятельность, функционирование. Активістська культура характеризуется заметным интересом граждан к деятельности государства и различных субъектов политического процесса, их высокой общественно-политической активностью.

Упрощенно можно выделить два основных подхода к определению содержания понятия П. к., которые, однако, часто объединяют в единое целое. В соответствии с первым подходом, П. к. рассматривают как совокупность (систему) определенных политических знаний, утверждений, духовных ценностей, принципов и способов политической деятельности, политического опыта и традиций, а также соответствующих политических институтов. Согласно второму подходу, в П. к. видят процесс, способ, конкретные формы реализации сущностных сил человека, его знаний, общественно-политических утверждений. По структуре П. к. является сочетанием политического сознания и политических знаний, которые, в свою очередь, имеют собственную структуру и особенности. П. к. охватывает такие аспекты: знание политики, фактов, заинтересованность ими; оценка определенных политических явлений, оценочные суждения относительно того, как должна осуществляться власть; эмоциональную сторону политических позиций (например, патриотизм, любовь к родине); признание в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и как следует действовать. П. к. является подсистемой в глобальной культуре. Она тесно связана со всеми ее составляющими - экономической, религиозной, правовой, организационной и другими культурами. П. к. имеет свои субъекты и объект. Субъекты П. к. - это индивиды; малая, средняя или большая группа; регион; государство; нация; партия; класс и т.п. Объект П. к.: политическая система общества и ее компоненты (политический режим, социальные институты; организации; объединения; политические партии и т.п.). П. к. - многомерное явление, которое имеет свои корни, исторические и психологические основы и особенности. П. к. - составляющая политической системы. При этом П. к. на протяжении определенного исторического периода модифицирует, реально влияет на изменение политической системы. Это означает, что ее всегда можно определять и характеризовать соответственно уровню развития политической жизни. Различают П. к. общества, общественной группы и отдельной личности. Социальные и психологические особенности формирования каждой из них имеют определенные отличия. Так, индивидуальная П. к., кроме знаний, эмоционального восприятия действительности, во многом обусловлена психологическими особенностями человека. Заметными характеристиками П. к. является ее динамичность, полифункциональность, разноуровневость. Относительно последнего, то в целом можно согласиться с учеными, которые выделяют в среднем четыре уровня такой культуры: номинальные политические знания и умение их использовать в повседневной общественно полезной деятельности; наличие достаточно глубоких общественно-политических знаний, умение их реализовывать в конкретной и активной политической деятельности; П. к., присущая политическому деятелю большого региона или национального масштаба; П. к. человека, для которого политическая деятельность фактически является профессиональной (президент, глава правительства, спикер, народный депутат, член правительства, лидер партии, объединения и т.п.). Можно также выделить следующие виды П. к., как культура депутатской, парламентской деятельности; культура деятельности общественных организаций, политических партий, групп, объединений граждан; культура электоральной политической деятельности, или деятельности граждан во время выборов, референдумов, опросов общественного мнения, плебисцитов и т.д. В жизни общества П. к. выполняет несколько важных функций. Познавательная функция: вооружает людей знаниями, необходимыми для деятельности в любой, но преимущественно в политической сфере. Это дает возможность человеку (личности, гражданину) самосовершенствоваться, саморазвиваться, формировать активную жизненную, гражданскую позицию. Фактически эта функция является основной, в значительной степени такой, что предопределяет реализацию других. Идентификационная функция заключается в толковании потребностей человека с учетом ее групповой (социальной, этнической, конфессиональной) принадлежности и соответствующее участие в отстаивании интересов этого сообщества. Ориентационная функция характеризует стремление человека к содержательному отражение политических событий и явлений при реализации прав и свобод в конкретной, социальной, политической системе. Воспитательная функция: способствуя интеллектуальному развитию человека, Т. к. формирует устойчивый интерес и заинтересованность в общественно полезной, общественно-политической работе. Такой интерес является активным возбудителем повышение политической активности человека. Регулирующая функция П. к. проявляется в прямом или опосредованном влиянии на поведение человека, организации, оценке существующих субъектов политики, политического процесса и принятии определенных решений. Коммуникативная функция: благодаря П. к. наработанные в обществе опыт, традиции передаются от поколения к поколению. Интегрирующая функция: П. к. при любых обстоятельствах и условий является базисной основой общества, его политической системы, способствует консолидации граждан, политических сил, создавая таким образом основу для поддержки существующего политического режима, системы власти. Функция социализации: способствует соответствующем усвоению норм - регуляторов общественно-политической жизни. Речь идет о правовые, социальные и психические нормы политического поведения, системы ценностей политической культуры, присущих конкретному обществу. В демократической П. к. выделяют два основных вида: консервативно-либеральную и либерально-демократическую. В автократичной П. к. также выделяют два вида культуры - авторитарную (что не поддерживает и не поощряет человека и различные общественные силы к активности в общественно-политической деятельности) и тоталитарную (когда существует культ вождей и лидеров, их роль искусственно поддерживается и пропагандируется). Взаимосвязь политики и культуры сложный, неоднозначный. Политика может деформировать культуру, негативно влиять на ее развитие, как это было, в частности, в бывших странах социалистического лагеря в конце XX в. Тогда диктат политики над культурой имел слишком большое значение. Исторически раньше возникает культура вообще, а потом, при разделении общества на классы, формируется его политическая организация, возникает политика, формируется П. к. Поскольку политика и культура равноправные, то между ними существуют тесные взаимодействие, взаимовлияние, взаимозависимость. Принципиальное значение приобрела проблема особенностей формирования П. к. граждан с учетом специфики их ментальности. Ментальность украинцев имеет несколько системообразующих признаков: украинцам свойственна интровертность в восприятии всего, что их окружает, то есть соответствующая сосредоточенность на фактах и проблемах внутреннего, личностно-индивидуального мира; для украинцев характерна кордоцентричність, которая оказывается в сентименталізмі, эмпатии, ярко выраженной любви к природе, культуротворчества и естетизмі жизни. Наряду с перечисленными особенностями украинцам присущи анархический индивидуализм, преобладание чувственного над волей и интеллектом. Как народу украинцам присущи такие черты П. к.: демократизм, свободолюбие, терпимость, миролюбие и одновременно склонность к анархизма, бунтов и междоусобной борьбы, попытки поставить личные интересы над общегосударственными. В общем, когда речь идет об особенностях П. к. украинцев, то многие ученые склоняются к тому, что по психологическим составом они являются народом западного, европейского типа, тогда как, скажем, русские - восточного, азиатского. Такой взгляд на ментальность украинцев не является, однако, единственным, постоянным. Многие специалисты акцентируют внимание на комплексах неполноценности", "крестьянской психологии" украинства, "некласичності" украинской ментальности и др. Такое многообразие признаков и характеристик ментальности обусловлено многими объективными историческими обстоятельствами: постоянной борьбой Украины за свободу и независимость; расположением Украины между различными государствами - политическими полюсами; многолетним пребыванием под гнетом других государств, когда тотальному уничтожению подвергались национальные культура и духовность, а сознание заполнялась чужими ценностями, традициями, нормами и т.д. На сознание каждого гражданина конце XX в. повлияли глобальные события, что разделили наше мировосприятие на "до" и "после". Речь идет о Чернобыльскую катастрофу, распад российско-советской империи, крах таких мифов тоталитарного общества, как "новый советский человек", "всеобщее равенство и братство", "торжество пролетарского интернационализма" и др. Каждый гражданин Украины оказался перед неизбежной необходимостью выбирать дальнейший путь: вернуться к патерналистской модели, в которой за нас делает выбор какой-то "старший брат", или сделать решительный шаг к самостоятельному выбору дальнейшего жизненного пути.

Бебик В. М., Головатый М. Ф., Ребкало В. А. Политическая культура современной молодежи. - К., 1996; Бебик В. М. Политология: теория, методология, практика: Учебник. - К., 1997; Гаджиев К. С. Политическая философия. - М., 1999; Головатый М. Ф. Профессия политик. - К., 2000; Кресина И. Украинская национальная сознание и современные политические процессы: Етнополітологічний анализ: Монография - К., 1998.

М. Головатый