7 КЛАСС
Тема 2. Композиция музыкального произведения
Урок 33
Тема урока. Особенности метрической построения. Переменный размер. Разучивание песни В. Ивасюка "Водограй".
Слушание музыки. А. Кос-Анатольский. Концерт для арфы с оркестром
Цель урока: закрепить с учащимися понятия „переменный размер” и его применение в музыкальных произведениях; развивать вокально-хоровые навыки и музыкально-ритмический слух; воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, аудио-запись, нотный текст песни, портрет композитора.
Ход урока
И. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
Чтобы тебе, девушка милая,
Они красиво играли.
Припев:
Ой водо-водо, грай, для нас грай,
Танец свой резвый ты не останавливай,
За красную песню на все голоса,
Что хочешь, водопад, попроси.
Струны дает тебе каждая весна,
Звонкость дарит им осень ясная.
И мы зіграєм на струнах твоих -
Пусть разольют они радостный смех.
1. Вступительная беседа.
- Что вы знаете о В. Ивасюка?
- Какую песню мы учили? („Баллада о мальвах”).
Сегодня ознакомимся с песней „Водограй”. Эта песня совместно с „Червоной рутой” В.ивасюка впервые прозвучала на телефестивале „Песня - 71” и завоевала славу, которая стала триумфом молодого художника. Она звучала по радио, телевидению, ее печатали в газетах, журналах.
Замысел „Водограя” - заключить мелодию Косовского водопада „Гук” и создать на песню. Темп песни резко возрастает, и чем быстрее падает вода, тем он ускоряется. Темпо-ритм, танцевальная мелодия припева „Водограя” коломийковий размер - на все это вдохновили композитора природа и родной край, который он очень любил.
2. Художественный показ песни.
3. Разучиваю песню за нотным текстом, обращая внимание на синкопований ритм и ноты с точкой, дыхание, дикцию, чистоту интонирования.
V. Слушание музыки.
1. Беседа.
Анатолий Кос-Анатольский - украинский композитор и педагог. Родился в 1909 г. в г. Коломыя на Ивано-Франковщине. Профессор Львовской консерватории. Как и другие композиторы, собирал и обрабатывал украинские народные песни и использовал в своих произведениях. Писал музыку к драматическим спектаклям, хоровые произведения, оперу „Навстречу солнцу”, балеты, оперетта „Весенние грозы”.
Особого внимания заслуживают его концерты.
- Что такое концерт? (Концерт - это жанр виртуозного по характеру произведения для солиста с оркестром).
- Чьи концерты вы слушали?
- Мотивы которых песен использовал П. Чайковский И в концерте для фортепиано с оркестром?
Концерт Е. Грита вы слушали?
2. Послушайте Концерт для арфы с оркестром А.Кос-Анатольского. Или найдете в нем темы народной музыки, на основе которой построен большой концертный произведение? (Дети слушают произведение).
3. Характеристика прослушанного.
VI. Итог урока.