Уместность речи
Одной из
коммуникативно-стилистических качеств речи является уместность - абстрактное существительное
к прилагательного «уместен» (который соответствует обстановке): Евгений Викторович
признавал уместность подобных рассуждений Преображенского (И. Ле).
Уместность речи
непременный признак стилистически безупречного, совершенного, безупречного по своим
содержанием и структурой речи. Реализуется она только, когда определенные ресурсы
языка, его фонетические, лексические, фразеологические и грамматические средства полностью
соответствующие условиям и целям каждого отдельного проявления речи, используются
целесообразно и эффективно.
Самое очевидное уместность
речи оказывается на протиставній основе - в сопоставлены с неуместностью: Я
его луплю, а он ни гугу (Ю. Збанацкий), йор.: А профессор вдруг вместо
того, чтобы рассказать, ни гугу - в этом предложении слово ни гугу приняты
астилістично. Неуместной, даже нелепой, показалась бы в газете или в официальном
выступлении фраза: Президент, выступая из-за, кафедры перед учеными, оценил эту
событие можно точнее, тютелька в тютельку.
Уместность и
неуместность речи проявляется в контексте, в конкретной речевой
ситуации.
Вещание может считаться
уместным тогда, когда говорящий каждый раз максимально учитывает следующие факторы:
- конкретные условия
высказывания;
- цель высказывания;
- адресата речи;
- конкретную
речевую ситуацию, контекст;
- психологическое состояние
участников общения, их общую и специальную подготовку, кругозор, возраст,
пол и тому подобное.
Уместно вещания
основывается на нормативности, этических и эстетических коммуникативных качествах
устного и письменного высказывания, одинаково касается диалогической и
монологической форм речи. Еще в античные времена ученые обращали внимание на
особенности речи. Так, Аристотель четко представлял, что «в речи писемному и
в речи во время спора, у речи политической и у речи судебной»
должен быть особый способ высказывания. Цицерон отмечал: «Как в жизни, так и в
речи нет ничего сложнее, как видеть, что уместно».
Уместность, составляя
одну из коммуникативных признаков речи, как справедливо замечает Б. Головин, постоянно
имеет и непременное психологическое обоснование, зависит от сущности, естества
каждого отдельного Я, его положительных и отрицательных черт характера, а также от
того, глубоко или только поверхностно каждый говорящий знает язык, его структуру, умеет
пользоваться ею, знает тот предмет (объект), о котором высказывается устно или
письменно, от того, доброжелательно или недоброжелательно говорящий относится к другим, как
при этом берется во внимание идейная позиция, уровень (общественный, научный и
др.) участников разговора.
Итак, уместность
вещание побольше достигается личностными качествами говорящего, его общей и
речевой эрудицией, способностью высказываться мотивировано, обоснованно,
следовательно, уместно, целесообразно.