РАЗДЕЛ 4
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ
4.8. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения о подвижном составе
К подвижному составу относятся локомотивы, вагоны и моторвагонный подвижной состав.
Движение поездов на железнодорожном транспорте осуществляется с помощью тягового
подвижного состава, к которому относятся локомотивы и моторвагонный подвижной состав.
Последний состоит из моторных и прицепных вагонов. На локомотивах и моторных
вагонах энергия, полученная от первичного источника, преобразуется в механическую
энергию движения поезда.
Локомотив - двигатель на колесах, предназначенный для передвижения вагонов по рельсам
(от латинского «locus» - «место» и «motia» - «движение»). Словом «локомотив» мы
обязаны Дж. Стефенсону. Свой первый паровоз заводского изготовления он
назвал «Локомонш». Имя первого паровоза впоследствии стало общим для всех
следующих машин. В России первый паровоз был построен в 1834 г. отцом и
сыном Е.А. и М.С. Черепановими.
В настоящее время к основным видам локомотивов относятся электровозы, тепловозы и паровозы.
До локомотивов относятся также газотурбовози и мотовозы.
Первоначальное преобразования тепловой энергии, получаемой при сжигании топлива, в
механическую, осуществлялось установкой с паровым котлом и паровой машиной.
Локомотивы с такими установками получили название паровозов. В дальнейшем на смену
паросиловим установкам пришли более совершенные тепловые двигатели: дизели и газовые
турбины. Локомотивы с поршневыми двигателями внутреннего сгорания (дизелями)
называются тепловозами, а с газотурбинными установками - газотурбовозами.
Паровозы, тепловозы, газотурбовози и дизельные поезда являются автономными видами тяги,
то есть механическая энергия для движения поезда производится в результате сгорания
топлива на самом локомотиве.
Развитие транспортной техники привел к созданию локомотивов (электровозов) и моторных
вагонов (электровагонов) неавтономной тяги. В отличие от автономного тягового
подвижного состава здесь первичная (электрическая) энергия поступает на электровоз или
електровагон от внешних источников. В автономных локомотивов, в зависимости от типа
теплового двигателя и степени его использования, коэффициент полезного действия
составляет: тепловозов - 29-31%, у паровозов - 5-9%, в случае электротяги -
34-35%. Эксплуатационные расходы на содержание и обслуживание электровозов
ниже, чем соответствующие расходы на локомотивы автономной тяги.
По роду работы локомотивы подразделяют на грузовые, пассажирские, маневровые.
Грузовые локомотивы должны развивать силу тяги, что дает возможность водить
поезда большой массы. Пассажирские локомотивы предназначены для вождения легких
поездов, но с большими скоростями.
Различают односекционные локомотивы (локомотив с одним кузовом) и
многосекционные (двух-, трех-, чотирисекційні), то есть локомотивы с двумя и более
самостоятельными кузовами (секциями), соединенными между собой автозчепленнями или
специальными шарнирными соединениями. В некоторых случаях оборудование секционных
локомотивов дает возможность каждой его секции самостоятельно водить поезда. Много
электровозов и тепловозов имеют оборудование, которое дает возможность им работать
по системе нескольких (многих) единиц, что дает возможность обеспечить
управления несколькими локомотивами (секциями) из одной кабины машиниста.
Ходовые части электровозов и тепловозов обозначают так называемой осевой
формуле, в которой цифры обозначают число осей в каждой коляске; индекс «о» -
индивидуальный привод от тягового электродвигателя к оси; знак «+» - тележки,
связаны шарнирно, и тяговое усилие до поезда передается через их раму; знак
«-» - тележки между собой не соединены и тяговые усилия до поезда передаются через
раму кузова. Например, Зо + Зо - локомотив шестивісний, две сочлененные
трехосные тележки с индивидуальными приводами всех движущихся колесных пар; 2(Зо -
Зо) - двухсекционный локомотив, каждая секция которого имеет две трехосные незчленовані
тележки с индивидуальными приводами всех движущихся колесных пар движутся, и
может работать самостоятельно. Если же секции не могут работать самостоятельно, то
осевая характеристика имеет вид: Зо - Зо - Зо - Зо. Все электровозы
производства СССР имеют основное буквенное обозначение ВЛ (Владимир Ленин); цифры указывают
количество осей и род тока. Для серий электровозов переменного тока установлена
нумерация: четырехосные - от ВЛ40 к ВЛ59; шестивісні - от ВЛ60 к ВЛ79;
восьмивісні - от ВЛ80 к ВЛ99. Электровозы постоянного тока нумеруются:
шестивісні от ВЛ19 к ВЛ39; восьмивісні - от ВЛ8 к ВЛ18. Пассажирские
электровозы, которые выпускали в Чехии, имеют на железных дорогах СНГ и Балтии серийное
обозначения ЧМ. Серия тепловозов с электрической передачей имеет буквенное обозначение
ТС, а с гидравлической - ТГ. Кроме того, в буквенное обозначение серии включается
знак рода службы локомотива: П - пассажирский, М - маневровый.
Каждому типу локомотива соответствуют определенные тяговые свойства, к важнейшим
из которых относятся: величина реализуемой силы тяги и скорость движения на руководящем
подъеме. Регулирование осуществляется: на электровозе - постепенно за счет
выключение последовательно с тяговыми электродвигателями резисторов; на тепловозе с
электрической передачей - за счет изменения напряжения на клеммах генератора и подачи
топлива в дизель.
Вагоном принято называть несамохідну единицу подвижного состава, предназначенную для
перевозки пассажиров или грузов. По назначению вагоны разделяются на две
основные группы: пассажирские и грузовые. К первым относятся вагоны, предназначенные
для перевозки пассажиров, вагоны-рестораны, почтовые, багажные и специального
назначения. Пассажирские вагоны бывают дальнего, межобластного и пригородного
сообщения. Вагоны дальнего следования подразделяются на мягкие и твердые, а по
планированием - на купейные и некупейні.
Локомотивное хозяйство Укрзализныци - обеспечивает эксплуатацию и ремонт более
4,5 тыс. единиц тягового подвижного состава различного назначения: электровозов,
тепловозов, электропоездов и дизель-поездов. В 2001 году на приобретение и
модернизацию подвижного состава направлено почти 350 млн. грн., что в 1,8 раза
превышает объем финансирования 2000 г.
В 2000-2001 гг. освоены новые виды ремонтов тягового и моторвагонного подвижного
состава, в том числе с улучшением комфорта в пассажирских салонах. Многие из
них в условиях депо, а некоторые и в Украине, ранее не выполнялись. Так, в депо
Казатин и Котовск освоен капитальный ремонт электровозов ВЛ80, в депо
Купянск - электровозов ВЛ80 и ВЛ82, в депо Королево, Иловайск, Сватово,
Коростень, Полтава и Христиновка - капитальный ремонт дизель-поездов в депо
Ясиноватая, Одесса-Застава, Харьков - моторвагонный ремонт секций электропоездов.
На заводах Укрзалізпрому освоено выполнение капитальных ремонтов всех типов
подвижного состава, производство импортозамещающих запчастей к нему. Освоено
капитальный ремонт тепловозов ЧМЕЗ на Днепропетровском ТРЗ и дизель-поездов
типа ДР1 на Жмеринском ВРЗ и ДР1 - на Конотопском ВРЗ. На Полтавском ТРЗ
освоен капитальный ремонт тепловозов 2ТЭ116, ТЭП70. На Львовском ЛРЗ освоено
капитальный ремонт электровозов ВЛ 60.
Производство нового тягового и моторвагонного подвижного состава в Украине
обеспечивают два предприятия: научно-производственное объединение «Днепропетровский
электровозостроительный завод» и холдинговая компания «Лугансктепловоз». Для
решение вопросов организации и финансирования пополнения тягового подвижного
состав " Укрзалізниці " было разработано и введено в действие Постановлением КМУ от 02.06.98
г. №769 Государственную программу «Развитие рельсового подвижного состава социального
назначения для железнодорожного транспорта и городского хозяйства». На выполнение
этой программы на НПО «ДЭВЗ» за счет финансирования Укрзализныци разработан
грузовой двухсекционный электровоз постоянного тока ДЕ1 мощностью 6250 кВт и
конструкционной скоростью 100 км/ч. Уже изготовлено 10 электровозов, которые
эксплуатируются на Приднепровской, Донецкой и Львовской железных дорогах.
Выполняются проектные работы по созданию магистральных пассажирских
электровозов ДЕ2 постоянного тока. Совместно с немецкой фирмой «Сименс»
завершается проектирование грузопассажирского электровоза ДСЗ переменного
тока мощностью 4800 кВт с асинхронным тяговым приводом. Изготовление первого
опытного образца ГСЗ предусмотрено в 2002 г. На его базе проектируется
грузо-пассажирский электровоз ДС5 постоянного тока.
Ежегодно предприятия вагонного хозяйства Укрзализныци ремонтируют около 100
тыс. вагонов деповським и 12 тыс. вагонов капитальным ремонтом. На
вагоностроительных заводах Украины построены современные вагоны: вагон-вагон цистерну.
без торцевых дверей, вагон-платформа для автопоездов и контейнеров,
хоппер-дозатор, крытый вагон, полувагон, окат-ковоз, вагон для глинозема и
пакетированных грузов.