3. Теория и методика воспитательного процесса
3.1. Суть процесса воспитания
3.1.3 Сущность, функции, этапы и принципы перевоспитания
Перевоспитание и исправление личности направленные на преодоление ее негативных черт.
Перевоспитание - воспитательный процесс, направленный на преодоление негативных черт личности, сформировавшихся под влиянием отрицательных условий воспитания.
Как правило, перевоспитание осуществляют благодаря убеждению действием. С этой целью привлекают питомца к значимой для него и полезной деятельности в целом, что дает ему возможность по-новому взглянуть на мир и на себя, побуждает к более адекватного поведения.
Исправления - сложный психический процесс перестройки личности, происходящего под влиянием перевоспитание и самостоятельной работы над устранением отклонений в собственном сознании и поведении.
Исправление является своеобразным результатом процесса перевоспитания. Оно может совпадать или не совпадать с перевоспитанием во времени. Но никогда не наступает раньше перевоспитание. Если же питомец противодействует процессу перевоспитания, не поддается воспитательному воздействию, не меняется к лучшему, то не происходит и исправления.
Группы несовершеннолетних, подлежащих перевоспитанию.
Процесс перевоспитания направлен на преодоление негативных черт личности таких категорий несовершеннолетних:
- трудновоспитуемые дети - им свойственно безразличное отношение к учебе, периодические нарушения дисциплины, грубость, нечестность;
- педагогически запущенные подростки, отрицательно относятся к учебе и общественно полезной деятельности, систематически нарушающие дисциплину и нормы морали;- подростки - правонарушители - несовершеннолетние, состоящие на учете в Службе по делам несовершеннолетних или в специальных учебных заведениях;
- несовершеннолетние преступники - педагогически запущенные подростки и юноши, совершившие уголовные преступления, нарушив правовые нормы, и по решению суда направлены в воспитательных колоний на исправление.
Появление этих категорий несовершеннолетних связана с недостатками и ошибками воспитания, аморальными явлениями среды, пагубным влиянием порнографии и т.д.
Если преступление совершило лицо, достигшее 18-летнего возраста, по решению суда ее могут направить в исправительно-трудовой колонии.
Индивидуальные особенности таких воспитанников заключаются в специфической направленности их потребностей, интересов, идеалов, мировоззрения и других качеств. От того, насколько точно выявлены эту направленность, зависят содержание, методика, функции воспитательного воздействия и последствия перевоспитание.
Функции перевоспитания. Процесс перевоспитания связан с реализацией функций восстановление, компенсирование, стимулирование и исправления.
Функция восстановления. Предусматривает создание таких условий, в которых индивид смог бы снова обнаружить себя гармоничной личностью, то есть восстановить положительные качества, которыми он обладал до времени, когда в его поведении стали преобладать девиантные черты. Такого индивида еще называют педагогически запущенным.
Функция компенсации. Требует создания таких условий в процессе перевоспитания, при которых индивид смог бы превзойти свои недостатки в определенной деятельности успехами в других сферах, чтобы утвердиться в глазах сверстников, товарищей.
Функция стимулирования. Реализация ее связана с направлением усилий на активизацию действий индивида в той области, где он смог бы наиболее полно проявить свои положительные качества.
Функция исправления. Суть ее проявляется в помощи воспитаннику освободиться от негативных черт.
Понимание сущности функций перевоспитания дает возможность более профессионально строить этот процесс и добиваться положительных результатов.
Этапы перевоспитания. Процесс перевоспитания является сложным, многоэтапным. Каждый этап, имея определенные универсальные особенности, по-своему реализуется в различных средах и наступает только после завершения предыдущего, что тоже зависит от конкретной ситуации. Таких этапов педагогика выделяет четыре: подготовительный, начальный, перелом ный, завершающий.
Подготовительный этап. Главная задача в этот период - детально изучать и анализировать положительные и отрицательные черты индивида, условия, которые послужили причиной их возникновения, определить пути нейтрализации негативных и усиления положительных черт, конкретные задачи и содержание процесса перевоспитания. На основе этих данных составляют программу перевоспитания. В то же время воспитанник должен переживать сам факт своего необычного положения в коллективе. Благодаря самоанализу и самооценке поведения у него появляется желание измениться к лучшему, но он еще четко не представляет, как это сделать. Происходит борьба мотивов поведения: желание исправиться тормозится предыдущей системой мотивации. Впоследствии положительные мотивы побеждают. Своевременное поощрение даже маленькой победы над собой помогает преодолеть внутренние конфликты, укрепить положительную мотивацию поведения.
Начальный этап. Начинается реализация намеченной программы перевоспитания. Благодаря выполнению запланированных мероприятий происходит преодоление ошибочных взглядов и убеждений, укрепляются и формируются положительные черты характера, навыки, привычки, исчезают девиантные. На этом этапе питомец не проявляет особой активности, поэтому процесс его исправления сначала происходит медленно: он с недоверием относится к педагогу и его воспитательных воздействий. Поэтому воспитательную работу в первую очередь следует направлять на преодоление психологического барьера, перестройку самосознания и самооценки, чтобы сформировать у учащегося готовность к исправлению. Впоследствии в результате воспитательного воздействия питомец начинает осознавать потребность измениться к лучшему. В этот период динамический стереотип предыдущего поведения конфликтует с требованиями ученического, студенческого, производственного коллектива, а неоправданное использование наказаний может существенно осложнить достижение цели перевоспитания.
Переломный этап. Особенностью его является то, что воспитанник добровольно выполняет свои обязательства, проявляет самостоятельность и активность. В это время важно не только формировать правильные представления, понятия, взгляды и убеждения, переориентировать ложные, но и накапливать положительный опыт поведения ученика, приобщая индивида к выполнению различных поручений, участия в жизни коллектива, отношения в котором основаны на взаимной требовательности и помощи. В этот период питомец уже осознает, что он на правильном пути, и действует соответственно до новых убеждений, получая моральное удовлетворение от победы над собой. У него появляется желание действовать так же и впредь.
Завершающий этап. Связан он с созданием условий для привлечения питомца к активному участию во всех видах деятельности, накоплением положительного опыта поведения, расширением сферы самовоспитания.
Переход к конкретному этапу перевоспитание в разных питомцев зависит от уровня их педагогической запущенности, отношения к процессу перевоспитания, эффективности учебно-воспитательной работы в учреждении образования. Мастерство педагога заключается в том, чтобы своевременно заметить сдвиги в развитии воспитанника, скорректировать программу работы с ним, наметить новые задачи и требования, избежать «топтания на месте».
На каждом этапе перевоспитания следует придерживаться соответствующих принципов, которые определяют основные требования к содержания, форм и методов воспитательной работы с определенной категорией лиц и обеспечивают ее эффективность.
Принципы перевоспитания. До принципов перевоспитания относятся:
- Сочетание убеждения с принуждением. Предполагает умелое сочетание методов убеждения и принуждения в перевоспитании: чем выше уровень сознания, тем больше необходимость в использовании методов убеждения, и наоборот.
- Гуманное отношение к трудновоспитуемых. Человек не сможет избавиться от грубости, агрессивности, если не почувствует гуманного отношения к себе взрослых и сверстников.
- Объективное отношение к важковиховуваного в процессе перевоспитания. Предполагает выявление не только отрицательных, но и положительных черт, на которые опираются в процессе перевоспитания.
- Одинаковое отношение к разным категориям воспитанников. Важковиховуваному не следует упрекать, что он хуже всех, потому что это озлобляет и вызывает желание стать еще хуже, чтобы сбылись прогнозы педагогов.
- Необходимость осуществления педагогического влияния на важковиховуваного в неефектному состоянии. Исключает влияние на такого питомца сразу после совершения недостойного поступка, потому что за его эффектный состояние педагог не может выявить объективность, а воспитанник - понять справедливость педагогического воздействия. А. Макаренко предлагал в таких случаях «отсроченную» беседу, которая дает возможность воспитаннику «остыть», а педагогу - подготовиться к разговору.
- Опережающее формирование позитивных качеств. Преодоление недостатков не предусматривает сосредоточение внимания на негативных чертах личности, а формирование новых позитивных черт.
- Ведущая роль наставника в перевоспитании. Поскольку большинство трудновоспитуемых имеет значительный опыт общения с безнравственными лицами, особое влияние на них оказывают контакты с людьми, которые стремятся придерживаться норм морали.
Перевоспитание осуществляется в общем процессе учебно-воспитательной работы учреждения образования. Педагог должен использовать при этом все возможные рычаги влияния: привлечь коллектив, родителей, общественность. Можно использовать и обще-педагогические методы воспитания, учитывая специфику таких детей, их отношение к воспитательным воздействиям и к собственному исправлению.
При этом следует учитывать такие факторы:
- переориентация ошибочных взглядов и убеждений питомца зависит от уровня развития сознания: если человек не может понять сущности суждений педагога, ее трудно убедить;
- знание педагогом ложных взглядов и убеждений воспитанника позволяет хорошо аргументировать свои доказательства;
- убеждая питомца, надо добиваться, чтобы он не только понял педагога, но и согласился с ним;
- скорость изменения ошибочных взглядов и убеждений определяется их устойчивостью, поэтому жизнь и деятельность воспитанника следует организовать так, чтобы ложная ориентация не укреплялась, а исчезала;
- предлагая питомцу новую программу жизни и деятельности, следует раскрыть и пути ее реализации, стимулировать и укреплять интерес к ней;
- в процессе убеждения важно воздействовать не только на разум питомца, но и на его эмоциональную сферу;
- убеждая питомца, нужно учитывать его настроение, настроение коллектива, не пропускать тех психологических моментов, когда он откровенен, склонен воспринимать наставления педагога;
- успех убеждения зависит от уверенности педагога в собственной правоте, от веры в полезность своего труда,выдержки, такта, умение слушать аргументы, анализировать их, находить правильные решения.
Процессы и результаты воспитания, самовоспитания и перевоспитания тесно связаны между собой и часто переплетаются.
Результаты процесса воспитания
Результаты воспитательной работы определяются воспитанностью каждого индивида в частности и коллектива в целом. Воспитанность - показатель эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.
Уровне воспитанности. В зависимости от уровня воспитанности учащихся (студентов) педагогу целесообразно условно разделить на несколько групп.
Очень низкий уровень воспитанности характеризуется отрицательным опытом поведения воспитанников, которое с трудом исправляется в результате педагогического воздействия. Самоорганизации и саморегуляции нет.
Низкий уровень воспитанности - слабо проявляется положительный, еще неустойчивый опыт поведения, случаются срывы. Поведение в основном регулируют требования старших (руководства) и другие внешние стимулы. Самоорганизация и саморегуляция интуитивные.
Среднему уровню воспитанности свойственна устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, организации и самоорганизации. Активной позиции относительно деятельности и поведения одноклассников (одногруппников) еще нет.
Свидетельством высокого уровня воспитанности является имеющийся устойчивый положительный опыт поведения, активная позиция, саморегуляция, стремление организовывать и регулировать деятельность, поведение других людей.
Критерии воспитанности. Уровень воспитанности можно оценить за отношением школьника (студента) к окружающей действительности. В отношении общества обращают внимание на гуманность, патриотизм, общественную активность, дисциплину, трудолюбие, ответственность, солидарность, преданность своему делу. Обращают внимание и на то, он уважает достоинство других людей, проявляет заботу, толерантность. Обязательно следует учитывать уровень личного достоинства, самокритичности, самоконтроля, инициативности, оптимизма. Воспитанность предполагает уважение культурных ценностей, способность понимать прекрасное. Не меньшее значение имеет и уважение ко всем формам жизни, готовность приумножать и рационально использовать богатства природы.
Описание уровня воспитанности не предусматривает исчерпывающего перечня его критериев, поскольку каждая личность многогранна и для ее завершенной характеристики нужно использовать десятки или сотни признаков.
Для определения показателей и уровней воспитанности школьников (студентов) пользуются педагогическим наблюдением, беседой, анкетированием, изучением продуктов деятельности воспитанников и др.
Знание уровня воспитанности ученического (студенческого) коллектива в целом и каждого воспитанника в частности, позволяет конкретизировать воспитательную работу: четче ее планировать, учитывая показатели развития ученика (студента); оказывать помощь каждому в составлении программы самовоспитания; корректировать воспитательные воздействия согласно поставленной цели.