Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Государственное управление

Принципы государственного управления. Против закономерностей, отношение или взаимосвязи общественно-политического характера и других групп элементов государственного управления, выраженные в виде определенного научного положения, применяется в теоретической и практической деятельности людей в сфере государственного управления. Как правило, это фундаментальные, научно обоснованные, а в некоторых случаях и законодательно закрепленные положения, в соответствии с которыми строится и функционирует система государственного управления. Самыми известными являются такие принципы государственного управление: объективности, универсальности, випереджувальною состояния в государственном управлении, демократизма, разделения властей, законности, оптимизации управления, а также структурные принципы. Принцип об активности государственной управления предопределяет необходимость придерживаться во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей и реальным возможностям общественных сил. Такой подход требует изучение этих закономерностей, тщательного анализа имеющихся политических сил, их возможностей, реального экономического и политического потенциала государства, социального положения большинства населения, ведение постоянных мониторингов всех значительных процессов (политических, финансовых, производственных, социальных, информационных), происходящие в государстве. Согласно принципу универсальности функции управления не отличаются между отраслями государственного и частного управления (менеджмента). Это дает возможность, анализируя ряд проблем государственного управления, принципиально не отличаются от аналогичных проблем менеджмента или недостаточно изучены, использовать соответствующие наработки науки управления, в том числе закономерности, принципы, теории, концепции, идеи, подходы, методы, приемы. Принцип опережающего состояния в государственном управлении имеет целью переход в управлении от ориентации на прошлое (планирование от достигнутой) к ориентации на будущее. Опережающее положение в государственном управлении предусматривает широкое использование его субъектами современных научных результатов, поиск оптимальных управленческих решений, сосредоточение высококвалифицированных специалистов с соответствующим уровнем подготовки в сфере управления, ориентацию управления на потребности общества и перспективы его развития. Принцип демократизма в государственном управление воспроизводит народовластие, а именно - определяет роль народа как носителя и источника власти, которую он реализует как косвенно через референдумы и избирательную систему, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Этот принцип предусматривает защиту основных прав и свобод человека, политический и идеологический плюрализм, власть закона, реализацию идеи социальности. Принцип разделения власти в государственном управлении предполагает разделение системы власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Он способствует созданию системы сдержек и противовесов во власти и предотвращению установлению недемократического режима и закрепляется в законах, прежде всего, в конституции. Принцип законности предполагает приоритет закона и направлен на создание прочных правовых основ во всех основных сферах деятельности государства, правовое регулирования государственного управления и местного самоуправления, четкое соблюдение всеми организационными структурами и гражданами норм права. Он предопределяет необходимость преимущественно законодательного определения основных целей, функций, структур, процессов, самих принципов государственного управления. С этим принципом непосредственно связан принцип правовой защищенности управленческого решения, то есть принятие управленческих решений на основании знания действующего законодательства и только с учетом их соответствия действующим правовым актам. Принцип оптимизации управления диктует необходимость сокращения отраслевых иерархических уровней управления, снижение регламентирующей роли государственного аппарата, которая сдерживает самостоятельность и инициативу организаций, совершенствования структуры управления и мотивации труда. Но такие меры, особенно в условиях роста спроса па управления, что, например, наблюдается в Украине, должны внедряться разумно, исходя из обоснованных структурных преобразований под новые стратегические цели государства. Структурные принципы государственного управления - это комплекс принципов, которые систематизированы таким образом: структурно-цільові. что отражают закономерности рационального построения дерева целей государственного управления; структурно-функциональные, характеризующие закономерности и взаимосвязи построения функциональной структуры государственного управления; структурно-организационные, связанные с закономерностями и взаимосвязями построения организационной структуры государственного управления; структурно-процесуальні. что дают представление о основные (определяющие) закономерности и взаимосвязи рационального и эффективного ведения управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. К общим принципов государственного управления можно отнести принцип единства экономики и политики с приоритетом политики, а также принцип сочетания общих и локальных интересов с сохранением приоритета интересов более высокого уровня. Процесс выявления и обоснования принципов государственного управления должен отвечать таким требованиям: отражать не любые, а только наиболее существенные, основные, объективно-необходимые закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления; характеризовать лишь устойчивые закономерности, отношения и взаимосвязи в государственном управлении; охватывать преимущественно закономерности, отношения и взаимосвязи, которые присущи государственному управлению как целостному социальному явлению, то есть имеют общий, а не частный характер; отражать специфику государственного управления, его отличие от других видов управления. На практике принципы управления приобретают характер норм, правил, которыми руководствуются в управленческой деятельности в соответствии с социально-экономических условий, сложившихся в обществе.