Принципы государственного управления. Против закономерностей, отношение или
взаимосвязи общественно-политического характера и других групп элементов государственного
управления, выраженные в виде определенного научного положения, применяется
в теоретической и практической деятельности людей в сфере государственного управления. Как
правило, это фундаментальные, научно обоснованные, а в некоторых случаях и
законодательно закрепленные положения, в соответствии с которыми строится и функционирует
система государственного управления. Самыми известными являются такие принципы государственного
управление: объективности, универсальности, випереджувальною состояния в государственном
управлении, демократизма, разделения властей, законности, оптимизации управления, а
также структурные принципы. Принцип об активности государственной управления предопределяет
необходимость придерживаться во всех управленческих процессах требованиям объективных
закономерностей и реальным возможностям общественных сил. Такой подход требует
изучение этих закономерностей, тщательного анализа имеющихся политических сил, их
возможностей, реального экономического и политического потенциала государства,
социального положения большинства населения, ведение постоянных мониторингов всех
значительных процессов (политических, финансовых, производственных, социальных,
информационных), происходящие в государстве. Согласно принципу универсальности
функции управления не отличаются между отраслями государственного и частного
управления (менеджмента). Это дает возможность, анализируя ряд проблем государственного
управления, принципиально не отличаются от аналогичных проблем менеджмента
или недостаточно изучены, использовать соответствующие наработки науки управления,
в том числе закономерности, принципы, теории, концепции, идеи, подходы,
методы, приемы. Принцип опережающего состояния в государственном управлении имеет
целью переход в управлении от ориентации на прошлое (планирование от достигнутой)
к ориентации на будущее. Опережающее положение в государственном управлении
предусматривает широкое использование его субъектами современных научных результатов,
поиск оптимальных управленческих решений, сосредоточение высококвалифицированных
специалистов с соответствующим уровнем подготовки в сфере управления, ориентацию
управления на потребности общества и перспективы его развития. Принцип
демократизма в государственном управление воспроизводит народовластие, а именно - определяет
роль народа как носителя и источника власти, которую он реализует как косвенно
через референдумы и избирательную систему, так и через органы государственной власти и
местного самоуправления. Этот принцип предусматривает защиту основных прав и свобод
человека, политический и идеологический плюрализм, власть закона, реализацию идеи
социальности. Принцип разделения власти в государственном управлении предполагает разделение
системы власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Он способствует
созданию системы сдержек и противовесов во власти и предотвращению установлению
недемократического режима и закрепляется в законах, прежде всего, в конституции.
Принцип законности предполагает приоритет закона и направлен на создание
прочных правовых основ во всех основных сферах деятельности государства, правовое
регулирования государственного управления и местного самоуправления, четкое соблюдение
всеми организационными структурами и гражданами норм права. Он предопределяет
необходимость преимущественно законодательного определения основных целей, функций,
структур, процессов, самих принципов государственного управления. С этим принципом
непосредственно связан принцип правовой защищенности управленческого решения,
то есть принятие управленческих решений на основании знания действующего законодательства и
только с учетом их соответствия действующим правовым актам. Принцип
оптимизации управления диктует необходимость сокращения отраслевых иерархических
уровней управления, снижение регламентирующей роли государственного аппарата, которая сдерживает
самостоятельность и инициативу организаций, совершенствования структуры управления и
мотивации труда. Но такие меры, особенно в условиях роста спроса па
управления, что, например, наблюдается в Украине, должны внедряться
разумно, исходя из обоснованных структурных преобразований под новые
стратегические цели государства. Структурные принципы государственного управления - это
комплекс принципов, которые систематизированы таким образом: структурно-цільові. что
отражают закономерности рационального построения дерева целей государственного
управления; структурно-функциональные, характеризующие закономерности и
взаимосвязи построения функциональной структуры государственного управления;
структурно-организационные, связанные с закономерностями и взаимосвязями
построения организационной структуры государственного управления;
структурно-процесуальні. что дают представление о основные (определяющие)
закономерности и взаимосвязи рационального и эффективного ведения управленческой
деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. К общим
принципов государственного управления можно отнести принцип единства экономики и
политики с приоритетом политики, а также принцип сочетания общих и
локальных интересов с сохранением приоритета интересов более высокого уровня.
Процесс выявления и обоснования принципов государственного управления должен
отвечать таким требованиям: отражать не любые, а только наиболее существенные,
основные, объективно-необходимые закономерности, отношения и взаимосвязи
государственного управления; характеризовать лишь устойчивые закономерности, отношения и
взаимосвязи в государственном управлении; охватывать преимущественно закономерности,
отношения и взаимосвязи, которые присущи государственному управлению как целостному социальному
явлению, то есть имеют общий, а не частный характер; отражать специфику
государственного управления, его отличие от других видов управления. На практике
принципы управления приобретают характер норм, правил, которыми руководствуются в
управленческой деятельности в соответствии с социально-экономических условий, сложившихся
в обществе.