Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия мир человека

Человек и народ: етноантропологія

Архетипы украинской культуры: определение и логика проявления

Немало исследователей самое существенное риса украинского народа видят в индивидуализме. Можно считать индивидуализм архетипом украинской культуры? Да, но в том случае, когда он развивается в персонализм - такой способ отношения с миром, при котором ценность личности не отрицает значимости окружающей общественной жизни. Персонализм есть индивидуализмом, что избавился от своих негативных черт, вышел из стихии, где он был способом жизни и мышления, который противоречит рационально-коммуникативном устройства общества. Следует отметить, что индивидуалистическое и персоналістичне начала все время взаимодействуют в истории украинского народа и именно победа персонализма так нужна современному украинскому бытию.

Следовательно, именно персонализм предстает важнейшим архетипом украинской культуры. Если исходить из того, что украинская культура в значительной степени является христианской культурой, то очевидно, что украинский персонализм представляет собой конкретизацию обще-христианского персонализма - принципиальной ментальной основы западного мира.

Персонализм ярко проявляется в украинской философии, где четко выражены персоналистические и экзистенциальные традиции, начиная от Г. Сковороды и заканчивая О. Кульчицким, а также достижениями Киевской мировоззренчески-антропологической школы.

Сущностным проявлением персонализма в украинской истории было казачество. В этом явлении отражается сложное взаимодействие индивидуализма и персонализма, но персонализм все-таки доминирует. Другое дело, что казачество было островком персоналістичного бытия в обще-индивидуалистском окружающей среде.

Вторым архетипом украинской культуры можно было бы назвать мировоззренческую толерантность выражает способность украинского народа принимать в свою культуру ментальные установки других народов и их культур. В сфере национальной психологии мировоззренческая толерантность соотносится с такими чертами, как "подвижность" (Д. Чижевский) и "колебания в принятии решений" (А. Донченко, В. Ермак). Мировоззренческую толерантность можно также сравнить с такой чертой украинского характера, как кротость.

Можно увидеть, что мировоззренческая толерантность вступает в противоречие с индивидуализмом. Это противоречие деструктивная. Именно ее деструктивность стала внутренней причиной безгосударственного бытия украинского народа. Но когда мировоззренческая толерантность входит в противоречие с персоналізмом, решения такого противоречия с необходимостью становится конструктивным. Результат разрешения противоречия мировоззренческой толерантности и персонализма - мировоззренческая синтетичность. Она является синтезою и толерантности, и персонализма.

Мировоззренческая синтетичность лежит в основе украинской культуры. Вместе с тем, она предстает важным залогом выхода украинской ментальности и культуры на мировую арену в постиндустриальную эпоху. Ведь эта эпоха все больше требует мировоззренческого единения человечества с сохранением национального.

Еще один архетип украинской культуры мы могли бы определить как кордо-центризм, что означает преимущество чувственного и экзистенциального над рациональным и дискурсивним. Кордо-центризм выражает доминанту "сердца", чувственности над разумом в существовании украинца. Этом архетипические созвучны такие черты национальной психологии украинского народа, как сентиментализм, чувствительность, любовь к природе, пантеизм. Кордо-центризм относится к существенных признаков украинской философии.

Наконец, существенным архетипом украинской культуры можно было бы назвать глубинный оптимизм. Он пронизывает все этапы украинской истории и именно благодаря ему украинская культура смогла выжить в ужасных условиях безгосударственности. Глубинный оптимизм является характерным для всей украинской мифологии, начиная от обожествления образа Солнца в фундаментальной иронии над демоническими существами и в том числе - над образом черта. Глубинный оптимизм проявляется также в самоиронии и специфическом настроении украинцев, что имеет и внешнюю, и внутреннюю направленность. В сфере христианских представлений глубинный оптимизм украинца находит себя в светлой апокалиптичной - переживании метафизического "конца света" как создание лучшего бытия.

В завершение хотелось бы отметить, что выделенные архетипы являются основами действительно аутентичного бытия культуры украинского народа. Более того, их развертывания является бытием культуры в ее высшем смысле, или, выражаясь языком Гегеля, - "бытием для себя" - бытием, что распахнуло свои глубинные возможности.

Поэтому их выявление в существовании каждого из нас не может стать ни окончательным, ни автоматическим; оно требует нашей воли, вдохновения и глубокого включения в процессы культуро-творчество.

Очертив архетипы украинской культуры, попробуем сделать несколько выводов относительно возможного места Украины в Европе.