Место Украины в Европе: попытка прогноза етноантропологічного
Какое будущее ждет Европу в ближайшие годы? Будет ли интеграция нарастать, а отчуждение ослабевать? Какое место может занять в Европе Украина, которая географически находится в ее центре, но пока ментально распятая между Европой и Азией?
Ответы на эти вопросы являются весьма сложными, а порой даже опасными. Они требуют принятия ответственности. Ведь етноантрополог как футуролог не только предсказывает будущее, но и создает его образ в сознании современников. Однако человечество не может жить, не проецируя свое бытие. Возьмем же и мы на себя смелость проектирование будущего Европы и роли Украины в этом будущем.
Любые размышления о будущем Европы требуют выхода за пределы ее географического определения и поиск метафизической сущности Европы. Итак, речь идет об определении европейской ментальности.
При первом приближении под европейской ментальностью можно понимать процесс коммуникации христианских культур, выросших на почве античной культуры. Такое цель - географическое определение имеет свою привлекательность - оно избавляет от замкнутой характеристики Европы. Но критический взгляд все же разрушает его - подобное "открытое" определение скорее характеризует Запад вообще, Запад как планетарное явление, а не Европу. И хотя Европа является зародышем Мероприятия, его корнями и вечным источником, это определение касается только сущности европейского. Оно является слишком широким.
Нужна конкретизация. И эта конкретизация приводит нас к логическому, но немного рискованного выводу: европейская ментальность является результатом коммуникации германской, романской и славянской ментальностей.
Действительно, в Европе христианское и античное встречаются в германских, романских и славянских проявлениях. Диалог этих проявлений создает то, что можно назвать общеевропейской ментальности. Все вроде бы правильно. Но почему с первыми двумя проявлениями все понятно, а последний в этом контексте вызывает у нас неуверенность и смутную тревогу?
Ответ очевиден - славянский мир слишком не проявленными в Европе, а еще он слишком неоднородным.
Именно поэтому мы вновь и вновь возвращаемся к старому противопоставление Западной и Восточной Европы. Какие тенденции назревают в этих регионах в XXI веке? Возможна единство Европы как единство западной и восточной ее частей?
Западная Европа переживает сейчас всплеск своего бытия. И вместе с тем она переживает фундаментальный кризис. Это кризис полноты жизни. Конечно, такой кризис не является результатом абсолютной победы бездушной цивилизации над жизненностью культуры, что предсказывал великий пессимист Шпенглер в начале прошлого века.
Но некоторые сюжеты сумеречных шпенглерівських медитаций все же имеют свое подтверждение в третьем тысячелетии. Да, Европа все больше объединяется - финансово, юридически, экономически, информационно. Так, в Европе настолько вырос уровень жизни, что она может позволить себе разнообразные формы гуманитарной помощи, поддержки, влияния.
Однако наряду с этим продолжается процесс нарастания внутреннего одиночества человека, который был так ярко изображен Кафкой, Камю, Бохесом, Мерлем и который поражает прежде всего молодежь. Молодежный протест против внутреннего одиночества, который в конце 60-х - начале 70-х годов минувших суток вышел наружу, сегодня вытеснен в индивидуальное и коллективное бессознательное. Но от этого он не потерял своего напряжения. Более того, это напряжение в значительной степени усилилась. Падает уровень рождаемости детей, слишком мало действительно новых течений в искусстве и науке. Деконструкция доминирует над конструкцией. Ирония над предыдущей культурой преобладает творческую самоиронию.
Все это и может быть определено как кризис полноты жизни. А такой кризис, что разворачивается во время усиления внешней коммуникации, приводит к дистрофии внутренней коммуникации, коммуникации экзистенциальной и неформальной между отдельными личностями и нациями Европы.
Внутренняя же коммуникация является залогом единства ментальной любого сообщества. А без ментального единства все другие формы единства и коммуникации постепенно теряют смысл и бытийную насыщенность.
Учитывая эти тенденции, можно предположить, что в новом тысячелетии Западная Европа по внешней стабильности может прийти к фундаментальной внутренней нестабильности. Эта внутренняя нестабильность скрытая в глубинах коллективного подсознательного, но от этого не становится менее значимой.
Как мы увидели выше, возможна внутренняя нестабильность бытия Западной Европы в новом тысячелетии связана, прежде всего, с нехваткой внутренней коммуникации. Нехватка внутренней коммуникации, как ржавчина, может подтачивать целостность западного Евроконтинента. Он связан с присущими индустриальному обществу абсолютной конкуренцией индивидов и групп и их специализацией, которые порождают отчуждение в обществе высокого социального согласия.
С другой стороны, речь может идти о социальных последствиях развития пост-индустриального общества с его разнообразными компьютерными сетями, общества, которое все больше автоматизирует различные проявления механически-нетворческой деятельности, выталкивая ее из сферы человеческого бытия. Учитывая ментально-психологические и экзистенциально-антропологические характеристики нашего современника в Западной Европе, можно утверждать, что это будет означать потерю смысла бытия, своей значимости у большого количества людей.
Однако при определенных условиях эта тенденция может превратиться из глубинного дестабилизирующего фактора на условие и способ преодоления внутреннего одиночества и отчуждения, которые достаются постиндустриальном человечеству как болезненное наследие человечества индустриальной эпохи.
И именно здесь уместно вспомнить о специфические черты украинской ментальности и культуры.
Для славянской ментальности вообще характерна преимущество экзистенциально-внутренней коммуникации над коммуникацией рационально-внешней. Такое преимущество часто-густо приводит к специфическому славянского мессианизма, что в наиболее яркой форме проявляется у россиян. Вполне естественно, что Западная Европа в XXI веке с недоверием и опаской смотрит на остатки и метаморфозы этого мессианизма. Ведь на протяжении XX века непосредственным следствием мессианизма был тоталитаризм с его пренебрежением к личности, права, свободы, легитимности.
Однако всегда преимущество экзистенциального общения над рациональным и прагматичным приводит к мессианизма в его тоталитарных проявлениях? Нет, - если в ментальности народа преимущество экзистенциального общения уравновешивается способностью к мировоззренческой толерантности и синтетичности.
Именно такая способность есть - как мы пытались доказать выше - изначальным архетиповою чертой культуры украинского народа. Мировоззренческая толерантность украинца означает уважение к чужому, акцент на моментах единства, а не чужеродности. И если почти до конца XX века эта толерантность была слабостью, то теперь она становится силой, ведь именно мировоззренческая толерантность является необходимым условием существования пост индустриального человечества.
Опираясь на общеславянском преимущество экзистенциального общения и собственную мировоззренческую толерантность, Украина может предложить Западной Европе конструктивные способы разрешения глубинных противоречий ее жизни в XXI веке.
Украина не может без Европы. Ни теперь, ни в будущем. Украине нужна Европа - как мощный стабилизирующий фактор: экономический, социальный, политический. Это на сегодняшний день стало аксиомой.
Но не можем, заглядывая в завтрашний день, сказать: Европе нужна Украина. Как источник оригинальных мировоззренческих ориентаций и исконных средств взаимодействия, что могло бы оживить внутреннюю коммуникацию западноевропейских культур и способствовать поиска новых смыслов в жизни личностей этих культур.
И кто знает, может, благодаря именно украинской толерантности и синтетичности Западная Европа сумеет соединиться с Восточной в новую жизнеспособную союз, который - вопреки приговора О. Шпенглера - в XXI веке станет лидером постиндустриального мира?..
В решающей степени это зависит от творческой консолидации украинства для социально-экономического, политического и культурного возрождения родного края.