Архетипы национальной культуры как фундаментальная проблема етноантропології
Специфика человеческого бытия в значительной мере заключается в том, что внутренняя коммуникация между личностями, которые достигли своей самоидентичности, приобретает этно-национальных проявлений и именно эти цель-личностные проявления обусловливают личностную самоидентичность человека.
Поэтому етноантропологія стремится найти те основы, которые определяют этно-национальную окрашенность человеческого бытия, отличая личность той или иной национальной культуры от личностей, принадлежащих к культурам как дальних, так и ближних родственных наций. Эти онтологические основы, которые можно ориентировочно назвать архетипами национальной культуры, определяют место человека не только в пространстве, но и во времени всемирной истории, изображают ее включенность в тот или иной тип этно-национального общения.
Архетипы национальной культуры - фундаментальный результат внутренней коммуникации личностей той или иной нации. Именно поэтому они являются глубинными сущностными основами нации, которые прорываются в человеческое существование и могут развернуться во времени - пространстве истории в любые формы. Таким образом, национальная культура в значительной степени является процессом выявления и реконструкции архетипов, но не абстрактно-есенційно, а экзистенциально, личностно, в творчестве людей.
Как известно, в философской культуре XX века понятие архетипов утвердилось благодаря трудам Карла Юнга. Он говорит об архетипах коллективного бессознательного, которые определяют существование любой нации и даже расы. Они являются универсальными субстанційними формами мотивации и поведения любого человека.
Архетип для К. Юнга - это реальность, которая не содержится ни в сознании, ни в культуре. Он является первичным относительно сознания и культуры. Архетипы коллективного бессознательного являются фактами психологической действительности человечества, той действительности, что предшествует культуре и предопределяет ее.
Как соотносятся понятия архетипа коллективного бессознательного и архетипа национальной культуры? Они выражают две различные сферы, или, точнее, два разных уровне человеческой реальности - к национального и национального бытия. Архетип национальной культуры представляет собой развитие и конкретизацию архетипа коллективного подсознательного в области национального культурно-созидания и того бытия, которое это культуро-созидание продуцирует. При этом следует отметить, что архетипы коллективного бессознательного сосуществуют в бытии каждого представителя нации наряду с архетипами национальной культуры в той мере, в какой выражают реалии, которые не детерминируются или не вполне детерминируются национальной культурой. Итак, в архетипе национальной культуры говорит то общечеловеческое, что вышло за пределы бессознательного в осознанный мир культуро-творчество. Интересной является мысль О. Кульчицкого, который пишет, что "...общечеловеческое существует на самом деле в конкретных фигурах национальных или эпохальных... типов, формирование которых обусловлено национальными и эпохальными ("историческо-временными") психическими структурами.
Современный украинский исследователь С. Б. Крымский связывает архетипы культуры с фундаментальными символическими формами, которые существуют во все времена трансформируясь в различные образы и понятия. Хотя архетипы появляются в далеком прошлом, мы можем увидеть в них и будущее. Поэтому, по мнению С. Б. Крымского, познания и воспроизведения архетипов становится для нас способом связи прошлого и будущего культуры. При этом значимость архетипов выходит за пределы субъективных психических состояний, она проявляется и в культуро-творчества.
Таким образом, понятие архетипа национальной культуры является конкретизацией понятий архетипа коллективного бессознательного и архетипа культуры. Исходя из всего сказанного, можно предположить, что архетип национальной культуры - это мировоззренческая основа, на которой базируется культурно значимое творчество любого представителя нации, а также ее переживания.
Какая часть нации продуцирует и воспроизводит ее архетипы? Ее можно назвать элитой нации. Вообще под элитой нации можно понимать субъектов: создателей ее культуры и коммуникацию между ними. Отсюда понятно, что жизнедеятельность нации - та сфера, где воссозданы и оформлены элитой архетипы сталкиваются со стихией существования народа, или, иначе, с экзистенциальным измерением народного бытия.
Уже при первом приближении к проблеме самоочевидным усматривается выделить научно-техническую, военную, политическую, финансовую и гуманитарную элиту нации. Понятно, что именно гуманитарная элита в наибольшей степени причастна к созданию и распространению архетипов. Главным ее признаком является то, что она живет духовными интересами настолько, что стремится сделать культуру своей натуре. Это в определенной степени противопоставляет гуманитарную элиту нации не только ее народу, но и другим формам элиты.
Говоря о гуманитарную элиту нации как духовную элиту, ее можно рассматривать в строгом и широком смысле. В строгом смысле - это профессиональные деятели гуманитарной культуры, гуманитарная интеллигенция, в широком - все представители нации, которые актуально включены в процесс воспроизводства ее архетипов. За дописемної суток разница гуманитарной элиты в строгом и широком смысле не была такой выразительной.
Поэтому гуманитарная элита - это не просто художники, философы и религиозные деятели, которые обнаруживают себя в языке нации и ее специфической жизнедеятельности, а все, причастные к гуманитарного развития ее архетипов, причем даже в языковой среде других наций. В этом плане чрезвычайно интересны фигуры таких мыслителей, как М. В. Гоголь и М. О. Бердяев, духовно выросли на украинском грунте и затем проявляли архетипы украинской культуры в стихии русского языка.
Однако гуманитарная элита нации наиболее аутентично воспроизводит архетипы своей культуры в стихии родного языка. Единство нации - это прежде всего вербальная единство. Языковая творчество становится тем началом, через которое архетипы национальной культуры переходят из возможности в действительность. Именно язык делает их буттєвими основами нации.
Архетипы национальной культуры как ее исходные основания не только отделяют одну нацию от другой. Смысл понятия архетипа национальной культуры заключается и в том, что оно позволяет прояснить специфику национальной культуры как явления, включенного в всемирно-культурную коммуникацию. Именно поэтому каждый архетип национальной культуры в своих развернутых формах является также архетипом культуры как таковой - свободного общения между национальными культурами; особенное в нем выражает общее и при определенных условиях - когда национальная культура выходит на мировой уровень - может стать все - общим, выступить принципу, что актуализирует культурную коммуникацию.
Какие архетипы украинской культуры можно было бы выделить?