РАЗДЕЛ 4
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ
4.7.
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Система электроснабжения представляет собой единую электрическую сеть, состоящую из
внешних систем (электростанции, линии электропередач, районные трансформаторные
подстанции) и сооружений, относящихся непосредственно к системе Укрзализныци (тяговые
подстанции, контактная сеть с питающими линиями и линиями, отсасывают ток).
Электрическая энергия, вырабатываемая генераторами электростанции 1, поступает на
повышающую трансформаторную подстанцию 2 и далее по линиям электропередачи
высокого напряжения 3 передается на тяговые подстанции 4, расположенные вдоль
железной дороге. На тяговых подстанциях трехфазный переменный ток превращается в
ток нужного рода и определенного напряжения для питания устройств электрической тяги
и районных потребителей. Питания электровозов осуществляется от контактной сети
7 через токоприемники-пантографы (рис 4.10).
Рельсовая сеть 8 и является вторым проводом тяговой сети. Контактная сеть 7,
рельсовая сеть 8, линии 5 и відсмоктувальні линии 6 образуют тяговую
часть системы электроснабжения.
Тяговые подстанции на электрифицированных железных дорогах постоянного тока выполняют
две основные функции - снижают напряжение трехфазного тока, подводимой и
преобразуют его в постоянный ток. Тяговые подстанции на электрифицированных
железных дорогах, работающих на однофазном переменном токе промышленной частоты, есть,
собственно говоря, трансформаторными подстанциями, которые понижают напряжение с 110-220
до 25 кВ.
Контактная сеть (рис.4.11) предназначена для подачи электрической энергии от
тяговой подстанции к электроподвижному составу и представляет собой совокупность проводов,
конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от
тяговых подстанций к токоприемникам электроподвижного состава (пантографов).
На электростанциях вырабатывается трехфазный переменный ток частотой 50 Гц и
напряжением до 21 кВ. Часть электроэнергии передается потребителям по линиям
электропередачи на генераторной напряжении. Другая часть поступает на расположенную
рядом повышающую трансформаторную подстанцию и далее передается на большие
расстоянии. Вблизи мест потребления электроэнергии напряжение на трансформаторных
подстанциях и снижают ток подают в районные сети высокого напряжения (110-220
кВ). До этих сетей наряду с другими потребителями подключены также и тяговые
подстанции.
На железных дорогах стран СНГ и Балтии применяют две системы электрической тяги:
•
постоянного тока с напряжением в тяговой сети 3 кВ;
•
однофазного переменного тока частотой 50 Гц и напряжением 25 кВ. Для надежной
работы и удобства обслуживания контактную сеть делят на отдельные участки
(секции) при помощи воздушных промежутков и нейтральных вставок, а также
секционных и врезных изоляторов. В отдельные секции выделяют перегоны и станции.
Сейчас на дорогах СНГ и Балтии электрифицировано свыше 55 тыс. км, в том числе в
Украине - 9,2 тыс. км. В Швейцарии все железнодорожные линии электрифицированы; в
Швеции железной дороги с электрической тягой составляют 60%, в Италии 50%, в Японии и
Германии - более 30%; Чехии, Словакии и Румынии - около 25%; в
Великобритании и Венгрии - более 20%; в Алжире, Заире, Индии, Бразилии и Чили
- 10-11%. В Украине электрифицировано 41,1% линий; доля в общем объеме
перевозок на электрической тяге составляет (на 01.01.2002 г.) 86,0% .
К 1955 г. электрификация железных дорог СНГ и Балтии осуществлялась на постоянном
токе, а после 1955 г. - на переменном токе. Переход с постоянного на переменный
ток обеспечил снижение удельных затрат цветных металлов вследствие уменьшения
площади сечения проводов, расходов на содержание тяговых подстанций (расстояния
увеличиваются с 5-20 км до 10-80 км). В конце 70-х годов на участке
Вязьма-Орша было введено новую систему электроснабжения 2x25 кВ на переменном
токе, что дало возможность увеличить расстояние между тяговыми подстанциями до
80-100 км, обеспечить стабилизацию уровня напряжения в контактной сети, значительно
снизить электромагнитное воздействие электрической тяги на устройстве связи.
Электроэнергию тратят в основном на тягу поездов и частично - на питание
не тяговых потребителей (депо, станций, мастерских и т.п.).
В этой связи важным резервом снижения расхода электроэнергии является ее
рекуперация. Рекуперация электроэнергии (от лат. requperation - получение
снова, возвращение) - это возврат части электроэнергии, которая расходуется во
время движения поезда на спусках для повторного использования. В основе рекуперации
лежит обратимость электрических машин - способность работать как в режиме электродвигателя,
так и в режиме генератора.
Стыковка линий, электрифицированных на постоянном и переменном токе, осуществляющих
по контактной сети на специально оборудованных железнодорожных станциях стыкования
или используют электровозы двойного питания, что работают и на
постоянном, и на переменном токе.