Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

7 КЛАСС

 

Тема 2. Композиция музыкального произведения

Урок 31

Тема урока: Триоль. Вокальное упражнение. Разучивание песни "Чорнобривці". Верменича. Слушание музыки. Л. Ревуцкий. Симфония № 2

 

Цель урока: дать детям понятие „триоль” и закрепить практически на мелодичной вправе; развивать вокально-хоровые навыки и музыкально-ритмический слух; воспитывать интерес к музыке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, фортепиано, аудио-запись, портрет Л. Ревуцкого.

Ход урока

И. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Распевки.

(Минорный звукоряд от ми, тоническое трезвучие, пение по „плавающей нотой”).

 

III. Сольфеджування упражнения.

Обратите внимание на размер и длительности нот. Такую ритмичную конфигурацию, где три одинаковые по длительности ноты соответствуют двум ногам такой же продолжительности, называют „триоль”. Давайте просольфеджуємо это упражнение, но сначала послушайте, как нужно выполнять тріолі. Это упражнение отрывок из песни украинского композитора В. Верменича „Бархатцы”, которую мы сегодня будем разучивать.

 

IV. Разучивание песни «Чорнобривці»

1. Вступительная беседа.

Сегодня мы выучим песню «Чорнобривці» украинского композитора и дирижера Владимира Верменича. Это известный композитор-песенник, который долго работал руководителем хоров в школах Киева. Основой его творчества является хоровые произведения и песни: «След на земле», «Спой мне, мама моя», «Иду я по росами».

 

Бархатцы

Слова М. Сингаевский

Музыка В. Верменича

 

image233

 

Я разлуки и встречи знаю,

Видел я в чужой стороне

Бархатцы из родного края,

Что насіяла ты весной.

 

Припев:

Как на те бархатцы посмотрю,

Вижу мать старушку,

Вижу руки твои, моя мама,

Твою ласку я чую, родненькая.

 

Прилетают к нашему поля

Из далеких краев журавли.

Расцветают и цветы и судьба

На моей украинской земле.

 

Припев.

 

2. Художественный показ песни.

3. Характеристика нотного текста песни:

- тональность,

- размер,

- ритмический рисунок.

4. Разучивание песни по фразам по нотным текстом. Обращаю внимание на чистоту интонирования, дикцию, дыхание.

 

V. Слушание музыки.

1. Вступительная беседа.

Классик украинской музыки М. Лысенко оставил по себе не только значительное творческое наследие, но и многочисленных учеников, среди них Левко Ревуцкий. Л. Ревуцкий родился на Полтавщине. Родственники композитора были большими любителями искусства, а дядя, О. Ревуцкий, был солистом Петербургской оперы. Малый Лев имел способности к музыке, имел абсолютный слух, дома его называли „камертоном”. Музыкальное образование получил в музыкально-драматической школе им. Лысенко и Киевской консерватории. Первыми его произведениями были прелюдии, романсы, кантата-поэма „Платок” на сл. Т. Шевченко.

Однако важнейшим достижением его творчества 20-х годов стала Вторая симфония, которая заложила основы украинской симфонической музыки XX в. и вошла в число самых репертуарных отечественных произведений.

Все части симфонии построены на темах известных песен, разнообразных по жанрам, образами, настроениями - это и веснушки, шутливо-танцевальная песня, лирическая песня-романс, взаимосвязь между ними позволяет построить целостную панораму народных традиций и духовного мировоззрения нации.

Сегодня вы послушаете И ч. симфонии и, возможно, услышите знакомые мотивы украинской народной песни.

2. Слушание произведения.

3. Характеристика прослушанного.

В основе ч. И лежат темы двух народных песен: древняя веснянка „Ой весна, веснице”, заклична по своему характеру.

Композитор предоставил оркестровое окраску, воспользовавшись достижениями новаторских направлений, в частности импрессионизма.

Вторая песня „Ой не жаль мне и ни на кого” напоминает бурлацкую песню. В ней композитор выражает человеческие чувства (повторное слушание).

 

VI. Итог урока.