Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

7 КЛАСС

 

Тема 2. Композиция музыкального произведения

Урок 30

Тема урока. Работа над песней "Распустили кудри девушки". Слушание музыки. П. Чайковский. Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта"

 

Цель урока: учить детей сравнивать музыкальные жанры (соната, увертюра) отражения ими окружающего мира; развивать вокальные навыки, музыкально-ритмический слух; воспитывать интерес к классической музыке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, аудио-запись, фортепиано, портрет П. Чайковского.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Распевки.

 

III. Ознакомление с понятием „оркестровка”.

Дети, мы послушали с вами достаточно большое количество разножанровых произведений в исполнении симфонического оркестра и увидели его богатейшие выразительные возможности. Он может передать разнообразные созвучия, которые недоступны человеческому голосу, благодаря оркестровой, то есть добавлением тех черт, которые не свойственны для вокальной музыки.

Оркестровка - это воплощение композитором музыкального образа с помощью тембров музыкальных инструментов.

По ней мы можем определить музыку определенного композитора. Суровая інструментовка Бетховена, яркая Глинки, Бизе, нежная Дебюсси, Барвинского и т.д.

Давайте вместе с вами запишем отрывок знакомой песни и создадим к ней сопровождение. (Укр. нар. песни „Галя по садочку ходила”, „Ой лопнул обруч”.). Лучшие варианты проигрываем.

 

IV. Работу над песней „Распустили кудри девушки” (продолжение).

Работаю над чистотой интонирования, двоголоссям, дыханием, динамикой. Желающих опитую у доски на оценку.

 

V. Слушание музыки.

Сегодня, дети, вы послушаете еще одно произведение и убедитесь в силе симфонического оркестра, который расскажет вам о трагической любви двух влюбленных - это увертюра-фантазия П. Чайковского „Ромео и Джульетта”.

Русский композитор П. Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале. С детства учился игре на фортепиано, в 10 лет его отдали в училище правоведения, чтобы он стал чиновником. Однако любовь к песне, к музыке победила,и он поступил в Петербургскую консерваторию. Самым любимым жанром для композитора была опера. У него их 9: 3 балета, 6 симфоний, много оркестровых произведений, среди которых увертюра-фантазия „Ромео и Джульетта”.

Мир глубоких чувств, страстной и верной любви, омраченное бременем родовой вражды, составляет драматургию трагедии „Ромео и Джульетта” английского драматурга и поэта Уильяма Шекспира, который жил 400 лет назад.

Краткое содержание трагедии: родовая вражда разделяет две старинные благородные семьи - семью Монтекки, к которой принадлежал Ромео, и семью Капулетти, к которой принадлежала очаровательная Джульетта. Эта вражда стала преградой для любви их детей. Влюбленные трагически погибают, не в состоянии преодолеть межродовые предрассудки.

Эта трагическая история отозвалась в различных произведениях искусства: скульптура „Ромео и Джульетты” французского скульптора О. Родена, балет С. Прокофьева и одноименная увертюра П. Чайковского.

2. Слушание произведения.

3. Характеристика прослушанного.

Музыкальная форма, в которой написано увертюру-фантазию, - сонатне аллегро. Композитор концентрирует внимание на событиях и образах, которые являются основными звеньями трагедии: вражда семей, поэтическое любовь и гибель влюбленных. Это вы услышали в поривчастій, синкопованій мелодии, резкие гармонии, которые создают зловещую картину боя. И побочная партия построена на теме любви, которое характерно своей наспівністю, методичностью. Ромео и Джульетта погибли. В конце звучит хорал, проникнутый сочувствием и примирением. Но поздно. Судорожные аккорды всего оркестра напоминают о злобные страсти, которые привели к гибели влюбленных, что подтверждают слова трагедии. „Нет повести печальнее на свете не найдете, чем о Ромео и Джульетта”.

4. Повторное слушание.

- Какое настроение вызывает музыка?

- Сколько тем-образов слышится в экспозиции?

Характер главной и побочной темы?

 

VI. Итог урока.