Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

§ 3. Вопросы смысла человеческого бытия

Ответственность за бытие и его смысл

 

Сущность бытия человека и смысл его жизни постоянно находятся в центре философских, религиозных, социальных и этических концепций. В философской антропологии сформировались три подхода для решения этого вопроса.

 

Первый подход позиционирует тезис, что жизнь не имеет смысла. Основные представители - А. Камю, В. Джеме и К. Ясперс. Французский эк-зистенціаліст А. Камю считает, что жизнь бессмысленна, и надо принимать его как бессмысленное. Схожего мнения придерживается прагматист У. Джеме и экзистенциалист К. Ясперс. Ее суть заключается в том, что смысл, может, и есть, однако он неясен. Так, по мнению В. Джемса, мы - как кошки и собаки в библиотеках.

Второй подход: жизнь человека имеет смысл, который заключается в чем-то внешнем по отношению к человеку. В религиозных концепциях это внешнее толкуется как потусторонний мир. Жизнь человека на Земле - лишь подготовка к загробной жизни. С религиозными концепциями смысла жизни во многом пересекаются идеалистические концепции. Например, для русских философов - идеалистов типичными являются высказывания М. О. Бердяева, что смысл жизни не может вынырнуть из самого процесса жизни, он должен возвышаться над жизнью. В античной философии эта мысль представлена Платоном, который считает человека игрушкой в руках Бога, именно он является высшим назначением человека. Доглибинне обоснование смысла бытия человека связано у Платона с его онтологией, ототожненим истинного бытия и блага. Каждое существо стремится блага. Благо, согласно с Платоном, и придает жизни смысл. Поскольку разные слои населения стремятся различных видов благ, то и смысл жизни у них разный. Аристотель согласен с Платоном, что благо насаждает смысл жизни. «Благо» конкретизируется в учении о государстве и нравственность, а частичное должно подчиняться общему, поэтому смысл человеческого бытия состоит в подчинении государству. В домарксистській идеалистической философии эта линия анализа проблем смысла жизни прослеживается вплоть до Гегеля.

Квинтэссенцией третьего подхода является тезис, согласно которому смысл жизни человека заключается в самой жизни. В рамках этого подхода рассматривают два варианта. Первый руководствуется принципом, что смысл жизни заключается в самом факте жизни, который является самодостаточным условием его осмысленности. Такая интерпретация смысла человеческой жизни направлена против его религиозного понимания, которое лишало человека свободы, вне как смысл ее бытия был предрешен Богом и в лучшем случае человек имеет свободу в реализации смысла жизни, а не в его выборе.

Второй касается принципа безграничной свободы. «Если Бога нет, то я сам Бог», - говорит герой романа Ф. Достоевского «Бесы». Человек - Бог может сама произвольно определить смысл своего бытия, свободно творить себя. Однако существует определенная ограниченность в этом подходе, которую обнаружили христианские мыслители. Свободная личность может свободно творить себя, но она лишена смисложиттєвого ориентира. Такое творение является, по сути, «осмысленное творение Ничто» (Сартр), приложить свою свободу человеку не к чему.

Учитывая этот типологический анализ, приходим к пониманию свободы и ответственности за бытие.

Итак, в реальной жизнедеятельности человек объективно, то есть независимо от своей воли и сознания, относится к миру. В этом отношении заключается объективный смысл ее бытия. Однако жизнь человека - это еще несенс, а только условие реализации смысла. Истинный смысл бытия человека заключается в самоосознании и самореализации общечеловеческих гуманных целей и идеалов.