Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

§ 3. Вопросы смысла человеческого бытия

 

Уникальность и предназначение человека

 

Личность неразрывно связана с уникальностью и назначению человека. Уникальность, в переводе с лат. «уникум», обозначает нечто единственное в своем роде, исключительное. Назначение - это заранее определенность человека, его высшая роль, место в мире. Ложное, извращенное понимание уникальности и предназначении человека часто сопровождается ошибочным пониманием своего участия в том, что идет-ся. Ошибки возникают из-за отождествления уникальности с претенциозным значимости, обираністю, а назначение с обреченностью, погибелью. За нежелание быть «белой вороной» люди делают вид, что не выделяются из массы и неумолимо смешиваются с толпой, объективно теряя себя. Или наоборот, изображая из себя «мессию», берут на себя ответственность управлять жизненными путями других людей, автоматически уничтожая себя. В свою очередь, несогласие с определенностью своей судьбы обычно сопровождается произвольными действиями. Підкора судьбы делает человека внутренне слабой и легкой добычей для манипуляций. И в первом, и во втором случае крайности приводят человека к конформного отношения с миром, заслоняя ее истинные способности быть человечным, то есть нравственным существом.

Уникальность - это воплощение человеческой способности к трансцендування, к самосозиданию. Это осмысление себя «не сегодня», однако и не потом - не когда, а всегда. Уникальность выражает неопределенность человеческой сущности и необходимости ежесекундно ее утверждать через преодоление известных начертаний себя.

 

Однако уникальность человека не ограничивается только его самотворенням. Поскольку человек является сердцевиной и ядром мысли, что постигает тайны бытия, исходным пунктом при истолковании любых философских проблем, вопрос ее уникальности и назначения интересует многих мыслителей и философов. Так, например, Протагор и М. Штірнер видели в человеке критерий истины, Л. Фейербах, 1. Кант, М. Унамуно, С. Франк - единственный, универсальный и высший предмет философии, последнюю цель всей человеческой мысли. Философско-антропологические сюжеты прослеживаются и в христианском учении о боголюдство, в аксиологии, герменевтике, в социальной экологии и многих других социально-философских течениях. Все они так или иначе стремятся проникнуть в тайну человека - «венца природы», «чудеса света», «красоты вселенной», «символической», «религиозной», «политической» животные, существа «разумного», «умелой», «деятельной», одним словом самой уникальной и загадочной из всех уникальных и малорозгаданих. Однако сказанное не исключает того, что на фоне философского антропоцентризму есть и другие взгляды на человека, в которых традиционные философские представления об уникальности человека, его близости к Богу определяются как миф или выдумка. Особенно характерным в этом плане является взгляд Ф. Ницше, который видел в человеке деградовану, биологически ущербное животное, «болезнь Земли», правила жизнедеятельности которой срослись законам кошмарного сна.

Множественность образов человека, их безмерная сложность и неисчерпаемость обусловили значительные трудности в философском постижении, в адекватно-истинном отражении человека. И все же бытие человека - уникальное.

Уникальность человеческого существования заключается в сочетании и взаимодействии трех бытийных измерений - биологического, социального и индивидуального.

Человек рождается как биологическое существо. Основная функция любой биосистемы (ее специфическое отношение к окружающей среде) - это адаптация, приспособление к меняющимся условиям существования. На этом уровне человек является биологическим индивидом, представителем вида homo sapiens.

Второе рождение человека является результатом социализации. Человек предстает как нормальный член общества, который способен к выполнению социальных ролей. Основная функция любой социальной системы (ее специфический способ отношения к миру) - это преобразование мира на основе собственного выбора. На этом социологическом уровне человек предстает как личность в узком социологическом смысле этого слова, то есть как индивид, который інтеріоризував общественные отношения, что были заданы на «входе» с приобретенными свойствами для выполнения социальных ролей «на выходе».

В индивидуальности есть своя неповторимость, что характеризует особый внутренний мир человека, образованный в результате взаимодействия его биологических задатков и влияния социальных условий жизни. Но собственный способ существования этого внутреннего жизни? Можно ли считать, что наша психология является лишь функцией социального и биологического, а ее собственная функция сводится к выработке адекватных програмбіологічної и социального поведения? Генетически это так. Однако третье рождение происходит тогда, когда внутреннее психическое жизнь из средства превращается в самоценность, и человек творит, мечтает, переживает, вспоминает, медитирует и т.д. не только потому, что это дает ей возможность стать более здоровым и успешно преобразовывать мир, а и потому, что это все становится высшей необходимостью человека. На психологическом уровне функция человека - самоцінне внутренняя духовная жизнь.

Следовательно, целостность и уникальность человека заключается в единстве биологически здорового индивида, ответственного и надежного члена общества, и индивидуальности, нацеленной на самоцінну духовность.

Назначения является воплощением человеческого смысла. Это осмысленность происходящего, которая пронизывает положительным, должным. Назначение - это изначальный смысл человека быть. И быть динамической, интегративной, а не отбывать жизни. При этом назначение - это не относительный смысл, ведь несет сквозь себя априорную настроенность, стремление человека быть прямым участником, особенным, неповторимым носителем смысла. Назначение - это нравственный процесс осознания Абсолюта и касается аксиологического аспекта смысла. Поэтому истинное назначение человека - жить жизнью и всем направляться к добру. За свою жизнь, именно своей жизнью человек познает себя и мир, утверждает будущее.

Назначение человека как путь к должному не дается ей раз и навсегда, а есть что мгновенным усилием укреплять свое духовное начало. Судьба человека - это совершенное стремление несовершенного. Предельный, окончательный момент открытия своего места в мире и соответствующий (конструктивный) образ дела человека. Назначения, как откровение смысла, воплощение невозможного - есть добродетель. Оно утверждает божественное начало в человеке и, окутывая собой суету, выступает путем ее преодоления.