Етноантроподогію можно понимать как раздел философской антропологии, изучающий мировоззренческие особенности этно-национальных сообществ, а также условия и принципы коммуникации между ними.
Нацеленность на личностную и этническое разнообразие человеческого рода как одну из главных для философской антропологии хорошо показал Мартин Бубер: "Философская антропология должна знать, что есть не только человеческий род, но и разные народы, не только человеческая душа, но и различные типы и характеры людей, ... и лишь благодаря систематическому рассмотрению разногласий...... и... постоянному стремлению открывать единственное в разнообразном она сможет увидеть человека в его целостности". В отличие от этнографии (в англоязычных странах она чаще всего обозначается как "антропология"), исследует преимущественно торгово-культурные проявления этносов и наций, и этнологии, которая является теоретической базой первой, етноантропологія сосредоточена прежде всего на мировоззренческой специфике этносов, доводя ее рассмотрение к пониманию архетипов национальной культуры - фундаментальных мировоззренческих основ этой культуры, которые являются основным предметом исследования етноантропології. В результате можно увидеть, что етноантропологія как философская дисциплина близка к этнической психологии, которая изучает особенности психического склада человека, обусловленные этнической принадлежностью.
Етноантропологія как раздел философской антропологии является не этнографией или этнологией, а этно-софией, которая ищет в этно-национальном общечеловеческое, обще-человеческое, а в общечеловеческом - этно-национальное.
Понимание етноантропології, что уже начала выделяться в форме самостоятельной науки как философской дисциплины не дает ей замкнуться в чисто эмпирических формах, стать идеологически ангажированным учением о био-антропологические различия этносов и рас.
В определенной степени можно утверждать, что етноантропологія является методологической основой и этнографии и этнологии, этнической психологии. Вместе с тем, етноантропологію следует отличать от етнометодології, теоретические основы которой были сформулированы X. Гарфінкелем. Етнометодологія изучает "етнометоди" - способы интерпретации тех или иных явлений действительности при условии согласования с традиционно-этническими типами коммуникации. Если етнометодологія тяготеет к теоретико-познавательного анализа этнических проявлений человеческого бытия, то етноантропологія характеризуется экзистенциально-буттєвим анализом этих проявлений, который и выводит ее к изучению мировоззрения. При этом общим в етноантропології и етнометодології является направленность на исследование обыденного языка этносов и попытка увидеть в ней их фундаментальные признаки.
С точки зрения етноантропології этническое и национальное бытие в своих высших проявлениях определенной степени может быть трактованное как надособова реальность, что делает возможной коммуникацию между личностями не на наружно-будничному, а именно на личностном уровне. Этно-национальное как надособова реальность противостоит человеческой личности не абстрактно-механически, а диалектико-персоналистическое; это означает, что этно-национальное является одним из важнейших коммуникативных проявлений личности.
Из вышесказанного можно выделить два основных аспекта етноантропології. Они отражают реальные противоречия этно-национального бытия людей.
Во-первых, етноантропологія является учением о мировоззренческо-культурную неповторимость этносов, что выражается в их архетипах, и возможности коммуникации между ними, учитывая эту неповторимость.
Во-вторых, етноантропологія является наукой об условиях коммуникации этноса и человеческой личности во всей ее жизненно-экзистенциальном полноте, выходя тем самым на актуальную проблему современности - прав человека.
Рассуждая дальше, не трудно увидеть, что етноантропологія встает сравнительной антропологией; учитывая то, что она сравнивает прежде всего не материально-бытовые формы, а мировоззренчески-экзистенциальные, ее можно было бы назвать мировоззренчески-сравнительной антропологией.
Рассуждая о философскую антропологию как етноантропологію, следует отметить, что в ее пределах этническое и национальное рассматривается не как вне - человеческое, вне-личностный, а как результат органического единства личностей. Здесь можно считать целесообразным термин "макроособистісне". Использование слова "макроособистісне" в отношении этноса и нации означает, что они имеют собственное культурное, ментальное и антропологическое "лицо". Поэтому еще одним точным термином, характеризующим этническое бытие людей, есть "лицо ансамбля" (это словосочетание принадлежит П. Рикеру). Действительно каждый из этносов имеет свои неповторимые характерологические особенности. "Они обусловлены культурными традициями и географическим расположением, климатом, и антропологическим своеобразием, особенностями темперамента субъекта исторического действия и т.д.".
Понятно, что этно-национальное как "ансамбль" с собственным уникальным лицом является результатом коммуникации между личностями. Оно является результатом такой коммуникации, в ходе которой возникают архетипы национальной культуры как ее исходные признаки. Эти архетипы оказывают коммуникации бытийную полноту, без которой невозможно этническое и национальное бытие. Етноантропологія не может не изучать такие архетипы. Давайте обратимся к этой проблеме.