3. Теория и методика воспитательного процесса
3.1. Суть процесса воспитания
В процессе подготовки подрастающего поколения к жизни обучение и воспитание составляют неразрывное единство. Однако, как и дидактика, теория воспитания имеет свои характерные черты, содержание и методику.
3.1.1 Специфика, движущие силы и этапы процесса воспитания
Задачи воспитания в учебном заведении реализуются как в процессе обучения, труда, так и в целенаправленном воздействии на воспитанников во внеурочное время.
Процесс воспитания - система воспитательных мероприятий, направленных на формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
В нем органично соединены содержательный (совокупность воспитательных целей) и процессуальный (процесс педагогического взаимодействия учителя и ученика) аспекты.
Специфика воспитательного процесса.
Воспитание является целенаправленным процессом. Наличие конкретной цели придает ему систематичности и последовательности, не допускает случайности, эпизодичности и хаотичности воспитательных мероприятий. Воспитание формирует внутренний мир молодого человека, проникнуть в который очень трудно. Поэтому оно требует таких методик, которые давали бы возможность не только выявлять взгляды убеждения и чувства воспитанников, но и обогащать их духовность, при необходимости корректировать качества психики. Процесса воспитания присуще разнообразие задач и напрямів. их количество неуклонно растет, что обусловлено динамичностью общественно-экономической жизни. Поэтому для процесса воспитания характерна также непрерывность. «Я продолжаю еще учиться, - считал К.-А. Гельвеций, - мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способным к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь и есть, собственно, длительным воспитанием».
Движущие силы процесса воспитания.
Содержание и методика процесса воспитания зависят от объективных и субъективных факторов и движущих сил.
К объективным факторам относятся общественно-политические, экономические процессы, происходящие в социуме, события культурной жизни, влияние природной среды и др. В современной Украине - это особенности развития государства в целом и системы образования и воспитания в частности; утверждении в экономике рыночных принципов; развитие социальной сферы; возрождение национальных традиций, обычаев, обрядов, народной педагогики; расширение границ общения с иностранными гражданами.
Субъективные факторы - социально-педагогическая деятельность семьи и общественных организаций; учебно-воспитательная работа работников учреждений образования; влияние средств массовой информации; мероприятия культурных, внешкольных учреждений, молодежных объединений и деятельность церкви.
Эффективность процесса воспитания зависит от того, насколько совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий. Перестройка учебно-воспитательного процесса на демократических началах предусматривает не только создание условий для сотрудничества педагогов и учащихся (студентов), но и привлечения к ней различных воспитательных институтов.
Движущими силами процесса воспитания является совокупность внутренних и внешних противоречий, решение которых способствует продвижению к новым целям. К внутренним противоречиям относятся:
- противоречие между социально значимыми задачами, которые нужно выполнить воспитаннику, и факторами, мешающими его усилиям;
- противоречие между внешними влияниями и внутренними стремлениями питомца (требует такого построения воспитательного процесса, при которой содержание и формы его реализации не вызвали бы сопротивления в молодого человека). Внешние противоречия проявляются в несоответствии между:
- воспитательными влияниями семьи и учреждения образования (нарушение единства этих воздействий негативно сказывается на формировании личности воспитанника);
- организованным воспитательным процессом учреждения образования и стихийным воздействием на воспитанников окружающей среды (требует преодоления негативного влияния девиантных подростковых групп, низкокачественных телепередач и т.п.);
- различными требованиями воспитателей (вследствие этого у воспитанников формируется ситуативное поведение, беспринципность);
- некоторыми воспитанниками, которые имеют опыт негативного поведения, и педагогами, одноклассниками (однокурсниками), родителями.
Несмотря на то что внешние противоречия не являются универсальными, обязательными для всех ситуаций, преуменьшать их дезорганізуючий влияние не стоит. Поэтому всегда важно предвидеть их, принимать превентивные меры, а при необходимости и противодействовать им.
Этапы процесса воспитания.
Процесс воспитания предполагает определенную последовательность этапов, знание особенностей которых дает воспитателю возможность спланировать воспитательную работу, предусмотрев ее содержание и методику проведения. Таких этапов выделяют четыре:
- Определение совокупности черт и качеств личности, которые необходимо сформировать у воспитанника (идеал). Когда речь идет о воспитании коллектива класса (группы), то имеют в виду достижение таких результатов, которые бы соответствовали эталону, выработанном на основе цели воспитания, поставленной обществом перед учреждением образования.
- Изучение индивидуальных особенностей воспитанника (коллектива), его положительных качеств, недостатков в характере и поведении, определение черт, которые еще не сформированы или находятся в зародыше. Знания личности воспитанника (коллектива), сравнение ее с идеалом дает возможность спрогнозировать ее развитие. Несмотря на это, планируют воспитательную работу, знакомят питомца (коллектив) с запланированным и добиваются принятия предлагаемого образца для подражания.
- Реализация программы воспитания путем привлечения воспитанников к различным видам деятельности, участие в которых способствует формированию опыта поведения в соответствии с идеала.
- Самостоятельная работа учащегося (студента) над собой. Начало такой работы свидетельствует о достижении цели этого этапа.
Все этапы процесса воспитания требуют умелого педагогического управления. Оно предполагает прежде всего определение содержания воспитательной работы в соответствии с требованиями общества к уровню воспитанности молодого поколения. Реализация содержания воспитания возможна при условии, что формы, методы ii приемы воспитательной работы імпонуватимуть тем, на кого она направлена. С этой целью используют воспитательные возможности семьи, общественности, культурно-образовательных учреждений, средств массовой информации. Не менее важна и соответствующая организация коллективной и индивидуальной жизни и деятельности воспитанников, создание условий для обогащения их опыта. Большую роль играют гармонические демократические отношения между воспитанниками и воспитателями.
Неотъемлемыми аспектами воспитания является постоянное изучение его результатов, имеющегося уровня воспитанности молодых людей и коллектива, воспитательных возможностей педагогического коллектива и общественности и корректировки содержания и методики воспитательного процесса с целью ее усовершенствования.
Управление воспитательным процессом следует направлять на развитие самостоятельности, инициативы воспитанников. Этого достигают при условии, что педагоги нацеливают их на самостоятельный поиск интересных видов деятельности и создание для них благоприятных условий. Воспитатель должен оставаться мудрым старшим другом и наставником молодого человека, но на условиях сотрудничества с ней, которая предусматривает, что его воспитательное воздействие дополняться работой над собой - самовоспитанием.