Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел VII

Культура Украины в период становления

советской власти

 

МУЗЫКА

 

Период 20-х годов был одним из самых интенсивных в развитии украинской музыки. В крупных городах Украины создавались оперные и музыкально-драматические театры, филармонии. Усилиями композиторов молодого поколения решается одна из нерешенных в условиях царизма задач - вывести украинскую музыку с провинциализма и оторвать ее от вокальной односторонности.

Начали это движение композиторы старшего поколения - М. Леонтович, Я. Степной и К. Стеценко. Занимая должность заведующего секции музыки при Всеукраинском комитете искусств, Я. Степной сосредоточивает внимание на создании первого украинского оперного театра. С помощью органов образования К. Стеценко с увлечением организует несколько хоров с целью сделать их профессиональными, разворачивает активную деятельность, связанную с основанием нотной печатного дела. М. Леонтович плодотворно работает над созданием музыкальных произведений. Но ранняя (почти одновременная смерть этих зачинателей новой украинской музыкальной культуры оборвала их планы.

Выдающимися фигурами музыкальных кругов Киева стали Л. Ревуцкий, автор симфонии и многих фортепианных произведений; Б. Лятошинский, мастер композиции и аранжировок, представитель современного направления в украинской музыке. Он написал три симфонии, два концерта для фортепиано с оркестром, около 50 песен на слова Т. Шевченко, И.Франка, М. Рыльского, делал обработки народных песен, писал музыку к фильмам, зінструментував оперу М. Лысенко “Тарас Бульба”, как педагог вместе с Л. Ревуцким воспитал целую плеяду композиторов.

Среди создателей современной музыки плодотворно работали В. Косенко, композитор и пианист; М. Вериковский, дирижер, писал симфонические и хоровые произведения, балетную музыку; В. Костенко, автор опер “Кармелюк”, “Кочубеївна”, “1917”, “Карпаты”, монографии о украинскую музыку. В эти же годы творили Г. Хоткевич, К. Богуславский, М. Фоменко и др.

Ведущей в творчестве композиторов была обработка народных песен и создание массовой песни. Появляются первые произведения украинского романса.

Много работал композитор П. Козицкий, который написал несколько вокальных композиций на тексты П. Тычины, В. Сосюры и других поэтов, симфоническое произведение-сюиту “Козак Голота”, посвященную народному герою Устиму Кармелюку.

Усиливается интерес людей к творчества. При культурно-просветительных учреждениях, профсоюзах создаются сотни, а впоследствии тысячи хоровых и музыкальных коллективов, открываются концертные залы. Широкий размах приобретает концертная деятельность, ведущее место принадлежит хоровым коллективам, прежде всего капелле “Думка” (создана в 1920 г.), за годы восстановительного периода объездила всю Украину, Дон, Кубань, Грузию, Азербайджан. В 1929 г. капелла выезжала с гастролями во Францию, где ее концерты прошли с огромным успехом.

В этот период активно работают ведущие галицкие композиторы С.Людкевич и В. Барвинский. Во второй половине 20-х годов к ним присоединились композиторы молодого поколения Б. Кудрик, Н.Нижанківський, Г. Симович, А. Рудницкий, М. Колесса, Л. Лисько, В.Вітвицький. Интенсивная музыкальная жизнь вызвало потребность создания организации профессиональных музыкантов, им стал Союз украинских профессиональных музыкантов (СУПРОМ), который издавал журнал “Украинская музыка”; работали музыкальные издательства “Торбан”, “Дирижерский советчик” и другие, в которых выходили в свет нотные издание.