Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел VII

Культура Украины в период становления

советской власти

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

Как и в литературе, музыке, театре и других сферах культурного строительства, искусство в этот период было относительно свободным и мало регламентировалось. Партия пыталась постепенно убрать художников к своим рукам.

Первым шагом в этом направлении стала организация государственного руководства искусством. При Наркомпросе было создано Всеукраинский отдел искусств с отдельными комитетами: изобразительного искусства и охраны памятников искусства и старины. В его ведение передавались все исторические и художественные ценности, было национализировано музеи, музейные коллекции. Сюда же перешла Украинская Академия искусств. Наркомпроса были подчинены также художественные училища, техникумы и промышленные школы. Наряду с изучением классического искусства актуальным стало искусство пропаганды, что служило исключительно интересам партии. Это политические плакаты, сатирическая графика, наглядная агитация.

Заметное влияние на развитие украинского изобразительного искусства производила создана Ассоциация художников Красной Украины (АХЧУ), которая главной своей целью провозгласила отражения современности. Аналогичное по своему направлению было общество им. К. Костанди в Одессе. Иной характер имела Ассоциация революционных художников Украины, создана в 1925 г. Она объединяла художников различных направлений, которые декларировали реалистические традиции и ориентировались на новейшее западноевропейское искусство.

Группой, которая интересовалась передовым модерным живописью, было Объединение современных художников Украины (ОСМУ), организованное А.Петрицьким. На позициях реалистического искусства стояло активное в 1928-1930 гг. Объединение творческой молодежи Украины (ОММУ), к которому принадлежали преимущественно студенты художественных институтов.

Начал возрождаться светский монументальная живопись, в которой самой заметной фигурой был М. Бойчук. Он ориентировался на образцы древнего Египта, Италии, Византии, Киевской Руси. “Бойчуківці” принимали участие в монументально-декоративном оформлении украинского павильона на первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в 1923 г.

Началось становление станковой живописи, к которому художники формалистического направления относились негативно. К лучших принадлежат произведения Ф. Кричевского. Триптих “Жизнь” (1928) принес художнику признание на международной выставке в Венеции. Высоким уровнем отмечаются также его полотна “Довбуш” и “Победители Врангеля”. В станковой живописи работал М. Самокиш. Он написал полотна “Бой Богуна с польским магнатом Чарнецким”, “Бой за знамя”, “Атака” и др. Многие художники посвятили свои картины темам индустриализации страны. Отдельное место в развитии украинского портрета занимает творчество А. Петрицкого, который в 1932-1933 гг. выполнил около 150 портретов украинских писателей и деятелей культуры и искусства. В жанре пейзажа работали художники старшего поколения. Много сделал для его развития. Бурачек, которого называли “певцом украинской природы”.

Живопись Галичины представляли прежде всего художники. Труш, А. Новаковский, П. Холодный, В. Курилас, Л. Гец, А. Монастырский, О. Кульчицкая, Я. Музыка, М. Бутович и др.

Успешно развивалась графика; популярными становятся офорт, гравюра на дереве, линогравюра и литография. Новых вершин достигает искусство оформления книги, что было вызвано увеличением объема книгопродукції Украины. Кроме И. Ижакевича, В. Сластиона, которые ранее работали в этом направлении, больших успехов достигли художники школы Г.Нарбута - Л. Лозовский, М. Кирнарський, Л. Хижинський, М.Алексєєва. Выполняемые ими иллюстрации и обложки достаточно полно раскрывали содержание и стилистику литературного произведения.

Украинские художники, в частности К. Трутовський, А. Ждаха, А. Сластион, О. Налепинська-Бойчук, И. Падалка, И. Ижакевич, В. Касиян, М. Дерегус сделали значительный вклад в развитие графической Шевченкианы.

Буквально с первых дней революции скульпторы включились в реализации плана монументальной пропаганды, провозглашенной в декрете от 14 апреля 1918 г. “О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг и выработке проектов памятников Российской социалистической революции”. В списке, прилагаемом к декрету, было указаны лица, которым предполагалось установить памятники в первую очередь; среди них были фамилии двух гениев украинского народа - Т. Шевченко и Г. Сковороды. Эти памятники были установлены в Москве - по проекту С. Волнухіна, в Ленинграде - по проекту латвийского скульптора Т. Тільберга. В Украине начинается реализация монументальной пропаганды - устанавливается бюст Т. Шевченко в Киеве (работы Ф. Балавенского) и Ромнах (работы И. Кавалеридзе). Позже сооружаются стационарные памятники Кобзарю в Киеве (1939), Каневе (1939), Харькове (1935). Б.Кратко выполнил бюст Г. Сковороды, установленное в с.Сковородинівці. О. Сокол - автор монумента “Раскованный Прометей”, установленного в Днепродзержинске.