Раздел VII
Культура Украины в
период становления
советской власти
КИНО
Несмотря на огромное воспитательное и агитационное
значение кино, в Украине был осуществлен ряд организационных мероприятий, направленных
на его дальнейшее развитие. В марте 1922 г. было создано Всеукраинское
фотокиноуправления (ВУФКУ), которому подчинялись все кинематографы и
предприятия по производству кинофильмов. Тогда же при Наркомосвіті республики было
создан Главный комитет по контролю за репертуаром
(Головрепертком), а весь кинопрокат объединены в Радкіно.
В начале своей работы киностудии
Украины имели низкий художественный уровень, преобладала пропагандистская продукция,
которая в примитивной форме воспроизводила революционные идеи. Несколько улучшилось
положение в 1923-1924 гг.: начала обогащаться тематика, прежде всего за счет
введение в репертуар социальных тем, связанных с национальными проблемами.
Особенно активизировался этот процесс в период украинизации: на экраны вышел ряд
фильмов с историческими (“Тарас Трясило”) и бытовыми сюжетами (“Николай Джеря”
по мотивам повести И. Нечуя-Левицкого, “Борислав смеется” И. Франка, “Fata morgana” М. Коцюбинского).
Большинство художественных фильмов
рассказывали о революционной борьбе в годы гражданской войны и иностранной
интервенции. Это были преимущественно экранизированные литературные произведения. Среди
кинофильмов по специально написанным сценариям самым заметным стал фильм “Остап
Бандура” (Одесская кинофабрика, режиссер В. Гардин, сценарист М. Майский, в
главной роли М. Заньковецкая). Он вместе с документальной кинолентой
“Аскания Нова” демонстрировался на Парижской выставке 1925 г., чем было положено начало
широкого выхода советских кинофильмов
на зарубежные экраны.
Популярными украинскими
реалистичными фильмами 20-х годов стали “Два дня” режиссера Г. Стабового (1927),
“Ночной извозчик” Г.Тасіна (1928) и двухсерийный фильм “Тарас Шевченко” П.
Чардынина, главные роли в которых сыграли А. Бучма, И. Замычковский. “Тарас
Шевченко” с успехом шел на экранах Чехословакии, Канады, Голландии.
На высший уровень вывел украинский
кинематограф А. Довженко. Первый свой фильм “Звенигора” он снял в 1928 г.
Следующие “Арсенал” и “Земля” художник создал под влиянием иллюзий, надежд и искренней
веры в непобедимость добра, которое принесла революция. По содержанию оба произведения
вписываются в идеологическую схему той поры. Фильм “Земля” был неоднозначно воспринят критиками-современниками. С
одной стороны, высказывалось общее восхищение произведением на Всемирной выставке в
Брюсселе (1958), был признан и внесен в первого десятка “лучших фильмов
всех времен и народов”. Тем временем Д. Бедный, М.Горький, Г.
Роллан обвиняли О. Довженко в красивостях, натурализме, хаотичности
раскрытие сюжета. Но несмотря на такие полярные оценки фильмы А. Довженко и сегодня
доносят до нас дух того времени и романтически-возвышенное видение его художником.
Творческий путь А. Довженко обозначен
поисками компромисса - он пытался соединить в своих произведениях идеологемы,
декларируемые партией, и свое видение современности. Фильмы “Аэроград”, “Щорс”, “Мичурин” были популярными и
одновременно страдали пустоцвітами и необъективностью освещения исторических событий.
Певец романтики жизни и красоты
оказался в плену жестокой реальности, с которой так и не сумел вырваться.