Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел VII

Культура Украины в период становления

советской власти

 

КИНО

 

Несмотря на огромное воспитательное и агитационное значение кино, в Украине был осуществлен ряд организационных мероприятий, направленных на его дальнейшее развитие. В марте 1922 г. было создано Всеукраинское фотокиноуправления (ВУФКУ), которому подчинялись все кинематографы и предприятия по производству кинофильмов. Тогда же при Наркомосвіті республики было создан Главный комитет по контролю за репертуаром (Головрепертком), а весь кинопрокат объединены в Радкіно.

В начале своей работы киностудии Украины имели низкий художественный уровень, преобладала пропагандистская продукция, которая в примитивной форме воспроизводила революционные идеи. Несколько улучшилось положение в 1923-1924 гг.: начала обогащаться тематика, прежде всего за счет введение в репертуар социальных тем, связанных с национальными проблемами. Особенно активизировался этот процесс в период украинизации: на экраны вышел ряд фильмов с историческими (“Тарас Трясило”) и бытовыми сюжетами (“Николай Джеря” по мотивам повести И. Нечуя-Левицкого, “Борислав смеется” И. Франка, Fata morganaМ. Коцюбинского).

Большинство художественных фильмов рассказывали о революционной борьбе в годы гражданской войны и иностранной интервенции. Это были преимущественно экранизированные литературные произведения. Среди кинофильмов по специально написанным сценариям самым заметным стал фильм “Остап Бандура” (Одесская кинофабрика, режиссер В. Гардин, сценарист М. Майский, в главной роли М. Заньковецкая). Он вместе с документальной кинолентой “Аскания Нова” демонстрировался на Парижской выставке 1925 г., чем было положено начало широкого выхода советских кинофильмов на зарубежные экраны.

Популярными украинскими реалистичными фильмами 20-х годов стали “Два дня” режиссера Г. Стабового (1927), “Ночной извозчик” Г.Тасіна (1928) и двухсерийный фильм “Тарас Шевченко” П. Чардынина, главные роли в которых сыграли А. Бучма, И. Замычковский. “Тарас Шевченко” с успехом шел на экранах Чехословакии, Канады, Голландии.

На высший уровень вывел украинский кинематограф А. Довженко. Первый свой фильм “Звенигора” он снял в 1928 г. Следующие “Арсенал” и “Земля” художник создал под влиянием иллюзий, надежд и искренней веры в непобедимость добра, которое принесла революция. По содержанию оба произведения вписываются в идеологическую схему той поры. Фильм “Земля” был неоднозначно воспринят критиками-современниками. С одной стороны, высказывалось общее восхищение произведением на Всемирной выставке в Брюсселе (1958), был признан и внесен в первого десятка “лучших фильмов всех времен и народов”. Тем временем Д. Бедный, М.Горький, Г. Роллан обвиняли О. Довженко в красивостях, натурализме, хаотичности раскрытие сюжета. Но несмотря на такие полярные оценки фильмы А. Довженко и сегодня доносят до нас дух того времени и романтически-возвышенное видение его художником.

Творческий путь А. Довженко обозначен поисками компромисса - он пытался соединить в своих произведениях идеологемы, декларируемые партией, и свое видение современности. Фильмы “Аэроград”, “Щорс”, “Мичурин” были популярными и одновременно страдали пустоцвітами и необъективностью освещения исторических событий.

Певец романтики жизни и красоты оказался в плену жестокой реальности, с которой так и не сумел вырваться.