РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Тема 2.
МЫШЛЕНИЕ И СОЗНАНИЕ
УРОК 101. Возможности личности. Одаренность,
способности и склонности
Образовательная цель: сформировать понятие о
способности и одаренность как индивидуальные психологические особенности человека;
научить учащихся с помощью тестирования определить свои склонности к определенному типу
профессий.
Основные понятия и термины:
одаренность общая и специальная), талант, физические способности, умственные
способности, склонность (предрасположение).
Оборудование: муляж головного мозга
человека, таблица «Головной мозг человека», дифференцированно-диагностический
вопросник.
Структура урок, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация опорных знаний и
мотивация учебной деятельности. (Беседа с учащимися).
1. Кем вы хотите быть?
2. Хотели бы выбрать профессию своих
родителей? Ответ обоснуйте.
3. Или имеете склонность к заветной
вами профессии?
II. Изучение нового материала.
1. Биологические основы одаренности
отдельных людей. (Рассказ, составление схемы).
2. Особенности одаренных детей.
(Самостоятельная работа учащихся с учебником. Изучить, какими особенностями обладают
одаренные дети).
3. Виды одаренности: общая и
специальная. (Рассказ учителя, составление схемы).
4. Понятие о способностях. Умственные и
физические способности. Реализация способностей. (Рассказ учителя, составление
схемы).
5. Профессиональные способности. Определение
склонности к конкретному виду деятельности.
III. Закрепление знаний учащихся.
(Тесты).
1. Определите, что называется
способностями человека:
а) осознанное влечение к
какого-либо вида деятельности;
б) способность человека быстро
достигать успеха в определенной отрасли;
в) совокупность психофизиологических
свойств, которые необходимы для выполнения определенных видов деятельности;
г) способность точно и адекватно
меняться под воздействием комплекса неблагоприятных факторов.
2. Укажите, как называется высокий
степень специальной одаренности:
а) привычка;
б) склонность;
в) талант;
г) способность;
д) вдохновения.
3. Чтобы достичь виртуозной игры на
музыкальном инструменте, нужно:
а) иметь только музыкальные способности;
б) длительное время обучаться игре на
инструменте;
в) иметь музыкальные способности и
длительное время обучаться игре на инструменте.
IV. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника. Из дополнительных источников собрать как можно больше материала о профессии,
которую мечтаете выбрать.