РАЗДЕЛ 4
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ
4.6. ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Железнодорожные подъездные пути
Путевое хозяйство составляет одну из важнейших отраслей железнодорожного
транспорта, от которой существенно зависит осуществления перевозочного процесса. Поэтому в
современных условиях приоритетами развития железнодорожной сети Украины является модернизация
и техническое переоснащение прежде всего направлений концентрации международных
перевозок.
Путевое хозяйство украинских железных дорог - это почти 50 тыс. км железнодорожных
путей, в том числе более ЗО тыс. км главных путей, около 16 тыс. км -
станционных, 4 тыс. км - подъездных путей и свыше 60 тыс. стрелочных переводов.
Разработаны новые конструкции стрелочных переводов различных типов и освоено их
изготовление на Днепропетровском стрілковому заводе и Керченском
металлургическом комбинате.
Для контроля за состоянием пути оборудовано компьютерным регистратором и введен в
эксплуатацию первый ультразвуковой вагон - дефектоскоп. Особого внимания
заслуживает построенный в короткие сроки Клесовский щебеночный завод на
Львовской железной дороги, которой производит дефицитные фракции щебня от 2 до 20 мм,
которые пользуются широким спросом как у строителей Украины, так и за рубежом.
Под скорость движения пассажирских поездов до 140 км/ч и грузовых - до 90
км/ч переоборудуются направления:
•
Зернов-Конотоп-Киев-Жмеринка-Львов-Мостиска;
•
Казачья Лопань-Харьков-Симферополь;
•
Киев-Полтава-Харьков;
•
Жмеринка-Вапнярка-Одесса.
Внедрение скоростного движения поездов (пассажирских - до 140 км/ч., а
грузовых - до 90 км/ч.) между транспортными центрами региональных сообщений
Украины и в направлениях глобальных транспортных коридоров Европа - Азия по
территории Украины - главный приоритет в стратегии железнодорожного транспорта
Украины на ближайшие годы.
В сфере укрепления колеи и ее обустройства в направлениях транспортных коридоров
укладываются железобетонные шпалы совмещенной колеи 1520 мм и 1435 мм с
использованием новых мощных креплений СБ-3 и щебня улучшенного качества.
Развернут широкомасштабную реконструкцию и модернизацию базовых щебеночных
заводов " Укрзалізниці". Новая путевая техника совместного производства
Старокраматорського машиностроительного завода (СКМЗ) и австрийской фирмы «Плассер
и Тойрер» дает возможность применить передовые энергосберегающие технологии с
ремонта и содержания железнодорожного пути.
Путевое хозяйство включает собственно железнодорожный путь и комплекс хозяйственных
предприятий и производственных подразделений, предназначенных для обеспечения нормальной
работы железнодорожного пути и проведения его планово-предупредительных ремонтов.
Железнодорожной колеей принято называть такую колею, на которой колеса локомотивов и
вагонов движутся по особым направляющим (рельсам). Колеса удерживаются на рельсах
с помощью гребней, которые они имеют. От состояния пути зависят непрерывность и
безопасность движения поездов, а также эффективное использование всех технических средств
железных дорог.
Железнодорожный путь состоит из:
•
верхнего строения,
•
нижнего строения.
Верхнее строение - это рельсы, рельсовые скрепления, противоугонные приспособления, шпалы
(или підрейкова основание из железобетонных плит, рам или блоков), балластный слой,
стрелочные переводы и глухие пересечения, мостовые брусья, урівнювальні приборы на
мостах. Верхнее строение пути укладывается на нижнее строение пути.
Нижнее строение - это земляное полотно (в виде насыпей, выемок, напівнасипів,
напіввиїмок), мосты, трубы и лотки для пропуска воды под рельсовой колеей,
тоннели, подпорные стенки, галереи, закрепительных защитные устройства, переезды с
сигнализацией.
Железнодорожный путь работает в тяжелых условиях. Она постоянно находится под действием
динамических нагрузок и природных явлений (ветра, температуры, влаги,
органического мира). Обеспечивая непрерывность и безопасность движения поездов, колея
должна служить в любое время года, в любое время дня и ночи.
Основная задача путевого хозяйства - содержание пути и путевых устройств
в постоянной исправности, чтобы обеспечить безопасное и плавное движение поездов с
наибольшими скоростями, установленными для данного участка. Управления путевым
хозяйством в Укрзализныци осуществляет Главное управление путевого
хозяйства, а на железных дорогах - служба пути. Линейными предприятиями
путевого хозяйства являются дистанции пути, дистанции лесозащитных насаждений,
путевые машинные станции, путевые дорожные мастерские, рельсосварочные поезда,
шпалопросочувальні заводы, щебеночные заводы и др.
К основным видам путевых работ относятся:
•
текущее содержание пути и ремонты - подъемный, средний и капитальный;
•
сплошная замена рельсов новыми или старопридатними;
•
капитальный ремонт переездов.
Кроме основных работ, на станциях выполняются еще и ремонтные работы:
•
замена стрелочных переводов;
•
замена переводных брусьев;
•
постановка стрелочных переводов на щебень;
•
защита путей от снега, песчаных заносов и паводков.
При выполнении работ широко используются средства механизации: щебнеочистительные
устройства, ущілювальні машины, исправительно-підбивно-отделочные машины,
снегоочистители и т.д.
Все
работы по ремонту и содержанию пути, сооружений и устройств путевого хозяйства
должны выполняться в соответствии с ПТЭ, инструкций по сигнализации, по движению
поездов и маневровой работы, обеспечение безопасности движения поездов при
выполнении путевых работ, а также в соответствии с проектами и технологическими
процессами, Правилами техники безопасности и производственной санитарии, Правилами
безопасности работы на электрифицированных линиях. При этом важными являются своевременное
установка и содержание в исправном состоянии сигнальных и путевых знаков.
Путевые знаки служат для обозначения длины пути, элементов плана и профиля
пути, границ участков, отдельных сооружений. Они дают возможность машинистам и
линейным работникам ориентироваться во время движения поездов, текущем содержании и
ремонтах пути.
В путевых знаков относят:
•
километровые и пікетні знаки, показывающие границы километров и пикетов;
•
знаки начала и конца кривых;
•
уклонопоказникові знаки, показывающие величину и длину уклонов;
•
на поймах рек: знаки высоты при сильных ветрах и наивысшего подъема горизонта
воды;
•
знак скрытых сооружений земляного полотна;
•
знак границы полосы отвода.
К сигнальным знакам относятся знаки, что требуют от машиниста конкретных действий
(уменьшение скорости, подачи свистка и т.д.).
Путевые знаки устанавливают с правой стороны по счету километров, а сигнальные
- с правой стороны по направлению движения поездов.
Для ограждения места производства работ, требующие остановки поезда, а также в
всех случаях обнаружения внезапного препятствия на головку рельса укладывают петарды.
Путевой упор, поворотный брус, скидальні башмаки и стрелки (которые устанавливаются
для предупреждения выхода подвижного состава с путей, что огораживаются) относятся
в путевых ограждений.