Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 4

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ

4.6. ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Железнодорожные подъездные пути

Путевое хозяйство составляет одну из важнейших отраслей железнодорожного транспорта, от которой существенно зависит осуществления перевозочного процесса. Поэтому в современных условиях приоритетами развития железнодорожной сети Украины является модернизация и техническое переоснащение прежде всего направлений концентрации международных перевозок.

Путевое хозяйство украинских железных дорог - это почти 50 тыс. км железнодорожных путей, в том числе более ЗО тыс. км главных путей, около 16 тыс. км - станционных, 4 тыс. км - подъездных путей и свыше 60 тыс. стрелочных переводов. Разработаны новые конструкции стрелочных переводов различных типов и освоено их изготовление на Днепропетровском стрілковому заводе и Керченском металлургическом комбинате.

Для контроля за состоянием пути оборудовано компьютерным регистратором и введен в эксплуатацию первый ультразвуковой вагон - дефектоскоп. Особого внимания заслуживает построенный в короткие сроки Клесовский щебеночный завод на Львовской железной дороги, которой производит дефицитные фракции щебня от 2 до 20 мм, которые пользуются широким спросом как у строителей Украины, так и за рубежом.

Под скорость движения пассажирских поездов до 140 км/ч и грузовых - до 90 км/ч переоборудуются направления:

• Зернов-Конотоп-Киев-Жмеринка-Львов-Мостиска;

• Казачья Лопань-Харьков-Симферополь;

• Киев-Полтава-Харьков;

• Жмеринка-Вапнярка-Одесса.

Внедрение скоростного движения поездов (пассажирских - до 140 км/ч., а грузовых - до 90 км/ч.) между транспортными центрами региональных сообщений Украины и в направлениях глобальных транспортных коридоров Европа - Азия по территории Украины - главный приоритет в стратегии железнодорожного транспорта Украины на ближайшие годы.

В сфере укрепления колеи и ее обустройства в направлениях транспортных коридоров укладываются железобетонные шпалы совмещенной колеи 1520 мм и 1435 мм с использованием новых мощных креплений СБ-3 и щебня улучшенного качества. Развернут широкомасштабную реконструкцию и модернизацию базовых щебеночных заводов " Укрзалізниці". Новая путевая техника совместного производства Старокраматорського машиностроительного завода (СКМЗ) и австрийской фирмы «Плассер и Тойрер» дает возможность применить передовые энергосберегающие технологии с ремонта и содержания железнодорожного пути.

Путевое хозяйство включает собственно железнодорожный путь и комплекс хозяйственных предприятий и производственных подразделений, предназначенных для обеспечения нормальной работы железнодорожного пути и проведения его планово-предупредительных ремонтов.

Железнодорожной колеей принято называть такую колею, на которой колеса локомотивов и вагонов движутся по особым направляющим (рельсам). Колеса удерживаются на рельсах с помощью гребней, которые они имеют. От состояния пути зависят непрерывность и безопасность движения поездов, а также эффективное использование всех технических средств железных дорог.

Железнодорожный путь состоит из:

• верхнего строения,

• нижнего строения.

Верхнее строение - это рельсы, рельсовые скрепления, противоугонные приспособления, шпалы (или підрейкова основание из железобетонных плит, рам или блоков), балластный слой, стрелочные переводы и глухие пересечения, мостовые брусья, урівнювальні приборы на мостах. Верхнее строение пути укладывается на нижнее строение пути.

Нижнее строение - это земляное полотно (в виде насыпей, выемок, напівнасипів, напіввиїмок), мосты, трубы и лотки для пропуска воды под рельсовой колеей, тоннели, подпорные стенки, галереи, закрепительных защитные устройства, переезды с сигнализацией.

Железнодорожный путь работает в тяжелых условиях. Она постоянно находится под действием динамических нагрузок и природных явлений (ветра, температуры, влаги, органического мира). Обеспечивая непрерывность и безопасность движения поездов, колея должна служить в любое время года, в любое время дня и ночи.

Основная задача путевого хозяйства - содержание пути и путевых устройств в постоянной исправности, чтобы обеспечить безопасное и плавное движение поездов с наибольшими скоростями, установленными для данного участка. Управления путевым хозяйством в Укрзализныци осуществляет Главное управление путевого хозяйства, а на железных дорогах - служба пути. Линейными предприятиями путевого хозяйства являются дистанции пути, дистанции лесозащитных насаждений, путевые машинные станции, путевые дорожные мастерские, рельсосварочные поезда, шпалопросочувальні заводы, щебеночные заводы и др.

К основным видам путевых работ относятся:

• текущее содержание пути и ремонты - подъемный, средний и капитальный;

• сплошная замена рельсов новыми или старопридатними;

• капитальный ремонт переездов.

Кроме основных работ, на станциях выполняются еще и ремонтные работы:

• замена стрелочных переводов;

• замена переводных брусьев;

• постановка стрелочных переводов на щебень;

• защита путей от снега, песчаных заносов и паводков.

При выполнении работ широко используются средства механизации: щебнеочистительные устройства, ущілювальні машины, исправительно-підбивно-отделочные машины, снегоочистители и т.д.

Все работы по ремонту и содержанию пути, сооружений и устройств путевого хозяйства должны выполняться в соответствии с ПТЭ, инструкций по сигнализации, по движению поездов и маневровой работы, обеспечение безопасности движения поездов при выполнении путевых работ, а также в соответствии с проектами и технологическими процессами, Правилами техники безопасности и производственной санитарии, Правилами безопасности работы на электрифицированных линиях. При этом важными являются своевременное установка и содержание в исправном состоянии сигнальных и путевых знаков. Путевые знаки служат для обозначения длины пути, элементов плана и профиля пути, границ участков, отдельных сооружений. Они дают возможность машинистам и линейным работникам ориентироваться во время движения поездов, текущем содержании и ремонтах пути.

В путевых знаков относят:

• километровые и пікетні знаки, показывающие границы километров и пикетов;

• знаки начала и конца кривых;

• уклонопоказникові знаки, показывающие величину и длину уклонов;

• на поймах рек: знаки высоты при сильных ветрах и наивысшего подъема горизонта воды;

• знак скрытых сооружений земляного полотна;

• знак границы полосы отвода.

К сигнальным знакам относятся знаки, что требуют от машиниста конкретных действий (уменьшение скорости, подачи свистка и т.д.).

Путевые знаки устанавливают с правой стороны по счету километров, а сигнальные - с правой стороны по направлению движения поездов.

Для ограждения места производства работ, требующие остановки поезда, а также в всех случаях обнаружения внезапного препятствия на головку рельса укладывают петарды.

Путевой упор, поворотный брус, скидальні башмаки и стрелки (которые устанавливаются для предупреждения выхода подвижного состава с путей, что огораживаются) относятся в путевых ограждений.