РАЗДЕЛ 2.
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ в УКРАИНЕ
2.3. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
Развитие психологической мысли в Украине в XIX - начале XX веков имеет две очевидные особенности: первая - что данный период совпадает с оформлением психологии как самостоятельной науки, ее становлением; второе - все ученые, о которых будет речь в этом параграфе, одновременно является и украинскими и российскими учеными.
МАКСИМОВИЧ М. О. (1804-1873 гг.). Ученый, педагог, просветитель, очень интересный человек. Максимович - первый ректор Киевского университета св. Владимира, ученый универсального зова, что видел человека и мир прежде всего через язык и этим подошел к построению научного и одновременно поэтического мировоззрения, в котором преобладают психологические мотивы.
Он происходит из старинного украинского дворянского рода, многие представители которого принимали активное участие в общественной, политической и культурной жизни Украины. Максимович получил широкое университетское образование (несколько специальностей). Из огромного наследия ученого отобраны материалы для трехтомного издания. Кроме естественных наук, Максимович уделял внимание проблемам этнографии (с етнопсихологією). Он выступал восторженным, глубокомысленным психологом.
Ученый говорил, что человека приподнято над всеми земными существами благодаря ее бессмертной души, ею она отличается и поэтому далека от животных, как небо от земли. Ведь у животных только душа живая - чувственная и земноводное; в человеке же самым Богом вдохновленная, она есть сам образ Божий.
Имея такое высокое происхождение и сходство, душа наша унаследовала и свободную, творческую деятельность. Поэтому душа с необходимостью требует выражать себя, проявлять свою внутреннюю жизнь. Ведь и любая жизнь в мире (при определенных условиях) стремится проявить себя.
Человеческая душа наделяется тремя основными способами выражать свое внутреннее, личная жизнь.
Во-первых, она выражает себя в образах, имеющих пространственное определение. Образы эти двух видов: либо они телесные (пластические), которые наполняют пространство веществом своей (по подобию бытие телесно-земного), определяются выпуклостями и впадинами, ощутимыми для зрения и осязания; такими являются произведения искусства, называются резьба (скульптура), строительство (архитектура); или же образы бывают бестелесные (оптические), только видимые в пространстве, в которых (по подобию эфирного бытия) вместо вещественной массы - свет, тени и цвета, это картинные произведения живописи.
Второй способ выражать душу более таинственный, начи-ся в пространстве и времени только невидимым движением воздуха и ощущается слухом - это звуки, которыми обладает музыка.
Каждым из этих способов человек уже выразила много тайн души своей, однако эти способы односторонние и не могут служить для выражения души сполна. Здесь ключ к пафосу научных исследований Максимовича - полнота человеческого существования. Да, музыка своими звуками приводит в движение самые сокровенные глубины сердца, звуками, которых одних только и хочет душа в какие-то минуты, ведь часто одни лишь звуки, летящие, безграничны, невидимые могут успокоит душу в сумме земного бытия. Несмотря на это, музыка почти ничего не говорит нашему воображению даже присилює ее. Напротив, живопись, резьба очень влияют на воображение своими образами, хотя оставляют почти нетронутыми музыкальные струны человеческой души.
Слово есть третий - самый полный, собственный и ближайший душе способ ее выражения, в котором нет односторонности ни образа, ни звука, но в котором оба слиты в совершенные природные единство и целостность.
Слово есть звук: так же слышится, как музыкальный звук, но оно не заключается только в простой смене тонов: это свойственно только музыкальности слова. Оно является органический звук, членоскладний, или членороздільний. Через такую определенность гласных и согласных, их дежурство слово приобретает странной зображувальності. Оно, действуя на душу, как музыкальный звук, в то же время представляется ей как определенный образ. В связи с этим Максимович замечает, что слово рисует звуками.
Слияние звука и образа в слове он уподобляет слиянию света и тепла в огне. И как огонь греет и светит, слово способно выражать чувства и свет мысли, возбуждать их в другом человеке и, таким образом, быть истинным пламенем убеждения. И как в свете физическом есть стихия определяющая и пєрвородна, из которой все образовалось и в которую все тленное возвращается, так с помощью слова сохраняется просвещение человечества, поддерживается порядок государства, частную жизнь общества. Через слово мы поднимаемся к тому, кто дал нам слово вместе с жизнью и светом. С чистого, всемогущего первородного и было порождено мир с его образами и звуками.
Пламя есть символ слова: и дар высшего пророческого слова сходил с небес на Апостолов в виде пламенных языков. Вся наша природа есть большая мастерская, где множество видов жизни. То же самое Максимович говорит о звуки, которые могут быть одушевленные.
Из всех существ на земле Бог одарил словом только человека как образ и подобие свое, как существо, которому даровано душу бессмертную и разумную. Душа и слово живут вместе, составляя в человеке божественные свойства.
ЮРКЕВИЧ П. Д. (1826-1874 гг.). Родился в Полтавской губернии. Образование получил сначала в семинарии м. Полтаву, а затем в духовной академии Киева (1847-1851 гг.). В Киевской духовной академии его оставили преподавать философские дисциплины (1825-1861 гг.). С 1861 г. и до самой смерти преподает в Московском университете психологию, философию, педагогику и этику.
Преподавание психологии было построено таким образом, что оно не давало подготовки к проведению самостоятельных исследований, а мало только образовательное значение.
Юркевича, как и многих мыслителей (в том числе и украинских), интересовали проблемы, связанные с душой. Он утверждал, что человеческая душа открывается субъекту в интроспекции (то есть "внутренним зрением"). Еще работая в Киеве, Юркевич пытался консолидировать вокруг себя силы, которые противостояли бы естественной психологии. С другой стороны - он всегда пытался совместить изложенное в Библии с современными достижениями науки. Ученый утверждал, что все должно идти (и слова, и поступки) от сердца, от души и только тебе оно имеет смысл и достигает своей цели. Знания должны пройти "через сердце", освещенное разумом, прямо "в вместилище души". Еще в середине XIX в. ученый понимал, что знания должны проходить через сферу чувств - только тогда они прочные и надежные.
Юркевич глубоко осознавал, что для дальнейшего развития психологии важны как мозг, так и сердце - все это вместе составляет душевно-духовную и интеллектуальную сферы человека. Соотношение физического и психического (психологического) - это для психологии вопрос будущего - очень интересные и необъятные.
ОХОРОВИЧ Ю. Л. (1850-1917 гг.). Украинский и польский ученый, действительный член российского психологического общества. Инициатор и Международного психологического конгресса, один из основателей Международного института психологии в Париже в 1900 году, приват-доцент Львовского университета, учитель Ивана Франко.
Свою научную деятельность Охорович начал еще будучи студентом Варшавского университета. В 1868 году он принял участие в университетском конкурсе и занял первое место за работу "методы психологических исследований", которая положила начало циклу работ "Психологические вопросы XIX века". Благодаря этой работе молодой ученый стал одним из пионеров экспериментальной психологии.
Окончив университет, Охорович продолжил научную работу под руководством Г. Т. Фехнера и М. В. Дробыша в Лейпцигском университете, где в 1873 году блестяще защитил диссертацию по физиолого-психологического исследования "Сознание человека: его условия и законы". За этот труд был удостоен ученой степени доктора философии. Вслед за этим вышла его монография " Условия возникновения сознания". Которая получила очень высокую оценку у известных ученых многих стран.
В 1875 г. во Львовском университете, куда пригласили молодого ученого, была создана кафедра философии и психологии природы. Здесь, в возрасте 25 лет, он стал одним из первых в Европе доцентом психологии, чьи блестящие лекции вызвали огромный интерес. Программа его лекций включала теоретическую, индуктивную, прикладную и криминальную психологию, патогноміку, психологии творчества, психологии истории и цивилизации, этнопсихологию (и это задолго до появления работы В. Вундта "Психология народов").
Уже в ранних работах Охоровича были изложены основные взгляды ученого на научную психологию и эксперимент и, кроме того, показана необходимость тесной взаимосвязи психологов с представителями других наук, занимающихся изучением человека, а также реализации в научной работе принципа единства теории и практики.
По мнению Охоровича - человек это мини - вселенная, а мозг отдельного человека можно сравнить в своем развитии и деятельности с развитием человечества и развитием органической природы: и здесь и там - развитие от единичного к сложному, от несовершенного к совершенному: последовательность, постепенность, логичность, мудрость.
Охорович считал необходимым создать науку о возникновении и развитии духовной власти, которую он назвал психоембріологією. То есть более 100 лет назад Охорович предвидел то, что сейчас называется генной психологией.
Установив еще в 1882 году контакты с научными кругами Парижа, Охорович посещал лекции по гипнотизма Же. Шарко, а в 1884 году представил на заседании Парижского биологического общества свои доклады: "Замечания о критериях гипнотической чувствительности; гіпноскоп - новый метод диагностики", и "О Ідеопластії". Он также представил свое изобретение - прибор гіпноскоп, предназначенный для определения гіпнобальності человека.
Международное признание принесли Охоровичу его труда по вопросам гипнотизма: "Мысленное внушение", "Гипнотизм и месмедіум". В 1916 году вышла двухтомная работа Охоровича "Психология и медицина", в которой он обосновал необходимость читать курс психологии студентам медицины. Ученых! внес в медицинскую психологию много ценного.
Наиболее ценные и важные работы Охоровича, кроме упомянутых выше: "Очерки теории наследственных явлений" (1870); " О формировании собственного характера" (1872 г.); "О свободе воли" (1871 г.); "Об использовании психологии" (1878 г.); "Начальные основы психологии" (1916 г.). Ученый проводил свои многочисленные исследования в Львовском университете, а также в Кракове,
Татрах и Париже. В частности, по рекомендации Ш. Рише, он проводил в Парижской психиатрической клинике лечение по своим методикам, и довольно успешно.
В 1915-1917 годах Охорович - вице-президент польского общества психологов. Начиная с 1895 года его избирают почетным членом психологических обществ: Великобритании, Нью-Йорка, Берлина, Кельна, Лейпцига, Будапешта, Варшавы, Петербурга.
Именно Охорович первым выдвинул идею о создании Международного института психологии, который, по его мнению, должен стать центром психологической мысли всего мира. В 1900 году такой институт был создан в 1901 году Охорович возглавил в нем экспериментальную лабораторию. В институт записались около 1000 ученых разных стран. В 1906 году Охорович стал его Генеральным секретарем.
Ученый считал, что психология, и только она, должна быть основой для философии, эстетики, педагогики, этики, криминалистики и многих других наук. Ссылаясь на определение П.Жане о том, что мысль - это движение, а духовная жизнь - это психическое движение, Охорович призывает исследовать законы и условия этого движения, чтобы помочь людям разобраться в их чувствах, поступках и поведении в целом. Ю.Л. Охорович - необычный ученый, он проявил свои уникальные способности во многих областях науки и техники. Многогранная личность, ученый - универсал; исследователь, педагог, медик, психолог, изобретатель, журналист, автор многих проектов и начинаний - он намного опередил свое время. Его безжалостно и часто критиковали, унижали, его открытие замалчивали (срабатывала, видимо, ее величество зависть), но в то же время он был признан во многих странах мира. В научной литературе труды ученого не получили должной оценки и признания, а между тем, он очень много сделал для раскрытия тайн человеческого бытия и психики; он предсказал много вещей в будущем развитии психологии. Ученого вполне можно поставить в один ряд с такими гениями психологии, как Аристотель, 3.Фрейд, Л. С. Выготский, Г. Декарт и другие.
КОВАЛЕВСКИЙ П. И. (1849-1923 гг.). Он родом с Украины. Учился в Харьковском университете на медицинском факультете (1869-1874 гг.). Степень доктора медицины получил в 1877 году, а звание профессора - в 1884 году. Работал в психиатрической клинике в Казани (1874-1877 гг.). С 1877 года работал на кафедре психиатрии Харьковского университета. В 1892-1897 годах - ректор Варшавского университета. Потом снова возвращается в Харьковский университет. С 1903 по 1906 годы заведует кафедрой психиатрии Казанского университета. С 1907 по 1920 годы читает курс судебной психиатрии на юридическом факультете Петербургского университета и одновременно работает главным врачом психиатрического отделения Николаевского военного госпиталя в Петербурге.
В своих научных исследованиях Ковалевский, опираясь на анатомо-физиологические знания того времени, в частности на рефлек-торну теорию И. М. Сеченова, развивал материалистические представления о сущности психических явлений в норме и патологии. Он создал оригинальную концепцию о роли кровообращения и нервной системы. Считал, что в основе всякого нервного заболевания (и психического тоже) лежит нарушение питания нервных элементов и от продолжительности этого нарушения зависит степень их анатомического разрушения.
Ковалевский очень детально описывает тип неврастеника с неустойчивой нервной системой. Она может стать основой для возникновения и развития первичного нарушения здравого смысла, паранойи или иного нервного или психического заболевания.
ВЕРНАДСКИЙ В. В. (1863-1945 гг.). Выдающийся украинский и российский ученый - универсал. Он наметил новое отношение в направлении понимания связи между психикой и внешним миром. Ученый отрицал прошлые взгляды на соотношение организма и среды. Организм и среда, организм и природа - это неделимое целое, живое существо - биосфера. То, что делается в природе, не может не отражаться в организме и, наоборот, организмы так или иначе влияют на среду своей жизни.
Учение Вернадского представляет собой новый шаг в развитии научной мысли. Он говорил не о неверное понимание организма (как Гельмгольц, Сеченов), а про неверное понимание среды, доказывая этим самым, что в понятие среды (биосферы) должны входить и организмы, которые ее составляют. Рожденная мозгом как трансформируемость живым веществом деятельность человека резко увеличивает геологическую силу биосферы. За то, что эта деятельность регулируется мнением, то личное мнение ученый рассматривал не только в ее отношении к нервному субстрату или окружающей организм ближайшего внешней среды (как натуралисты всех предыдущих веков), но и как планетарное явление. Палеонтологически с появлением человека начинается новая геологическая эра. Вернадский согласен (как и некоторые другие ученые) называть ее психозойською. Это был принципиально новый, глобальный подход к человеческой психики, включая ее как особую силу в истории развития земного шара, что придает истории нашей планеты совершенно новое, особое направление и более стремительные темпы.
В развитии психики рассматривался фактор, ограничивавший чужое живом веществе среду, который давил на нее, изменяя распределение химических элементов и др. Как размножение организмов проявляется в давлении живого вещества в биосфере, так и ход геологического проявления научной мысли давит создаваемыми им средствами на закостенелую, сдерживающую среду биосферу, создавая ноосферу - сферу разума.
Очевидно, что для Вернадского влияние мысли и сознания на природную среду (без которого сама мысль не существует, потому что она как функция нервной ткани является компонентом биосферы) не может быть иным, как опосредованными средствами, созданными культурой, включающие средства коммуникации. Сопоставляя последовательность геологических наслоений и морфологических структур, соответствующих им форм жизни, Вернадский указывает на процесс усовершенствования нервной ткани, в частности мозга.
Переход биосферы в ноосферу, оставаясь естественным процессом, получил, вместе с тем, согласно теории Вернадского, особого исторического характера, отличного от всей предыдущей геологической истории планеты.
К началу XX в. стало очевидным, что научная работа способна изменить лицо Земли в масштабах, подобных крупным тектоническим сдвигам.
Приобретая формы, говоря словами Вернадского, "вселенскости", охватывая всю биосферу, научная мысль создает новую стадию организованности биосферы.
В истории научного познания особый интерес вызывало у Вернадского вопрос о субъект движущей силы научного творчества, о значении личности и уровня общества для развития науки, о сами средства открытия научных истин.
Понятие о личности и ее сознание осмыслялись ученым сквозь призму его общего подхода к миру и месту, которое занимает в нем человек. Рассуждая о развитии сознания в мире, в космосе, во Вселенной, Вернадский относил это понятие к категории тех же естественных сил, как жизнь и все другие силы, действующие на планете. Он рассчитывал, что путем обращения в исторических реликтов в виде научных воткрытую, которые были сделаны независимо разными людьми в разных исторических условиях, удастся проверить, действительно ли интимная или личная работа мысли конкретных индивидов осуществляется независимо от объективных законов, которые, как и всякие другие законы науки, отмечают повторяемость, регулярность.
Движение научной мысли, по Вернадскому, подчинен строгим естественно-историческим законам, таким как смена геологических эпох и эволюция животного мира. Законы развития мысли не определяют автоматически работу мозга как живого вещества биосферы.
При его (Вернадского) "космическом" способе понимания вселенной, под прогрессом понималось не развитие знания самого по себе, но развитие ноосферы как изменений биосферы и, тем самым, всей планеты как системного целого. Психология личности становилась своего рода автоматической работой мозга как живого вещества биосферы.
Она становилась энергетическим источником, благодаря которому творится эволюция земли как космического целого.
Вернадский был основателем антропокосмізму, теории, в которой естественно-историческая, природная (в широком смысле - космическая) и социально-гуманистическая, человеческая тенденция развития науки гармонически сливаются в единое целое.
КИСТЯКОВСКИЙ Б. (1868-1920 гг.). Украинский (российский) ученый. Учился в Киевском, Дернтському, Берлинском, Парижском университетах. С 1917 года - профессор Киевского университета.
Он исходил из необходимости нормативного обоснования социального познания в целом. Закон, что выводится в гуманитарных (социальных) науках, может быть использован только в идеальных конструкторах. Задача социального познания - выявление норм и правил теоретического мышления, практической (нравственной) деятельности и художественного творчества.
В теории познания Кистяковский последовательно проводятся принципы антипсихологізму, априоризма и нормативности. Целостный содержание культуры определяются безумовністю Справедливости, Истины, Красоты, Веры.
ЗЕНЬКОВЕЦЬКИЙ В. В. (1881-1962 гг.). Украинский ученый. Окончил Киевский университет. Профессор психологии Киевского университета (1915-1919 гг.). Профессор философии Белградского университета (1920-1923 гг.) Директор Пражского педагогического института (1923-1926 гг.). Профессор Парижского богословского института (1927-1961 гг.) .
Основные труды ученого:
"Проблемы психической причинности" (1914 г.); " Социальное воспитание, его задачи и пути" (1918 г.); " Психология детства" (1923 г.); "Проблемы воспитания в свете христианской антропологии" (1934 г.); "Русская педагогика XX века" (1960 г.).
По мнению ученого, познания мира регулируется "светоносной силой, что идет от Христа", она же создает пізнаючий разум, который должен различать Софию божественную (мнение о Боге, "идеи", концепцию мира) и Софию животную (мысли о мире, "логосы", идеи космических процессов). Единство животных "логосов" - мировой дух. Богопознание возможно только сердцем (как вершиной иерархии души), которое связано с Богом, с основой мира. Сердце как средство понимания Бога "срабатывает только после преодоления человеком последствий первородного греха - разрушенной гармонии и единства тела, души и духа, что возможно только под знаком креста". В мире существует два вида деятельности: "эмпирическая (причинная) - историческое время, смена событий и т.д. и субнаціональне (охватывает цельный цикл бытия.).
КОСТЮК Г.С. (1899-1982 гг.). Родился в селе Могильном Кировоградской области в крестьянской семье. Его способности очень рано были замечены и он был взят на полное содержание в Коллегию Павла Галагана - частное среднее учебное заведение повышенного типа, который действовал в Киеве с 1871 года. В 19 лет Г. Костюк работал учителем в родном селе. Он учился заочно на философско-педагогическом факультете Киевского института народного образования, продолжал работать в сельской школе, преподавая математику. В 1923 году поступил в аспирантуру, где проводил исследования по проблеме умственных способностей и их развития у детей.
В 30-е годы ученый становится одним из ведущих психологов Украины. Он возглавляет кафедру психологии Киевского педагогического института и психологический отдел Украинского научно-исследовательского института педагогики, интенсивно разрабатывает актуальные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии, истории и методологии психологической науки.
Важным событием стал выход в 1939 году под его редакцией оригинального вузовского учебника на украинском языке; с 20 разделов 16 написал Костюк. В 1970 году под его редакцией был издан учебное пособие по возрастной психологии. Эти учебники соединили в себе высокий теоретический уровень с четкостью и доступностью изложения. Они сыграли неоценимую роль в психологическом образовании на Украине.
В 1945 году профессор Г. С. Костюк выступает инициатором создания НИИ психологии Наркома образования (ныне институт психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины). В течение 27 лет Григорий Силович был директором этого заведения. В основу деятельности института была положена программа, разработанная Костюком.
Со временем институт стал авторитетным центром фундаментальных и прикладных психологических исследований, а также подготовки психологических кадров высшей квалификации и координации научной деятельности украинских психологов.
В 1937 году ученый публикует статью "О индивидуальный подход к учащимся в учебной работе", где подчеркивает необходимость тщательного учета индивидуального своеобразия каждой подрастающей личности, дает рекомендации учителям, которые не потеряли своей значимости и сейчас.
Костюк и его ученики обосновывали задачний подход к исследованию, проектированию и построению деятельности (в частности учебной и педагогической), сформировали ее понятийный аппарат, организовали конкретные исследования и разработки в ее русле.
Наиболее важное направление - изучение закономерностей психического развития, генезиса способностей, особенностей становления, характеристики движущих сил, детерминант и статей этих процессов; влияния, которые стимулируют творческую активность.
В лаборатории Костюка было показано и доказано, что целенаправленное, тщательно спланированное исследование особенностей наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста облегчает формирование у них основ теоретического мышления и научного мировоззрения. Г. С. Костюк постоянно отстаивал самостоятельность психологии как науки и одновременно необходимость ее тесных связей со смежными дисциплинами. Эти тезисы произносились им в общем виде, но и приспосабливались к конкретному материалу, выступали как методологическая установка, что требует четкого определения в проблемах психологических аспектов, которые исследуются, и в их соотношении с другими аспектами.
Этот раздел не претендует на исчерпывающий анализ развития психологической мысли на Украине в ХVII-XIX вв. Он лишь показывает ее логическую последовательность, преемственность, и, кроме того, своеобразие, которое имеет свои корни и в древней-восточной и в античной психологии.