РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО СОВРЕМЕННОСТИ
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ЗАПАДНАЯ И РОССИЙСКАЯ ТРАДИЦИИ
1. Политическая мысль античного мира
Историческое развитие политической науки на протяжении веков можно изобразить в виде графической модели, в которой точкой отсчета является зарождение науки о политике в Древней Греции, дальше подъем кривой характеризует эпоху расцвета Римского государства, задержка на предыдущем уровне - Средние Века, поступательное движение вперед - эпоху Ренессанса, стремительный скачок вверх - XX вв.
В области политической философии в трудах «Государство», " Политик», «Законы» прославился древнегреческий философ Платон (427-347 до н.э.). Платон родился в хорошо известной афинской семьи. В юности был в дружеских отношениях с Сократом, именно ему обязана ведущей идеей своей политической философии: добродетель - это не знание. Истинное знание и овладение его правителями - единственное спасение для государства. Государственный деятель должен так же разбираться в благосостоянии государства, как врач разбирается на здоровье человека; он должен хорошо понимать, что именно ведет к укреплению государства, а что - к ее ослаблению.
Платон одним из первых описал несовершенные политические формы правления: демократию (государство, которая всегда воюет), олигархию и демократию. Демократия, как утверждает философ, - недолговечна. Толпа очень быстро уступает своей властью перед единоличным тираном и уничтожает таким образом народовластия. Демократия пьянеет от свободы, из нее вырастает тирания.
В труде «Политик» Платон характеризует политику как царское искусство, для которого определяющим является наличие истинного знания и способности править людьми. Суть политического искусства заключается в умении разумно организовать и вести общегосударственное жизни, плести ткань политики. Идеальное государство - это справедливое правление мудрецов. Власть должна принадлежать философам, ибо истинным знанием и добродетелью обладают только пи удивительные люди. Власть философов - правителей должна быть абсолютная и безоговорочная. Государство призвано осуществлять три необходимые функции: удовлетворение основных жизненных потребностей людей, защита государства и управления ею. Целью государства является гармония как во внутренних, так и во внешних проявлениях, а суть гармонии как результата распределения функций в государстве и ее гарантии - это законопослушность. В государстве царит закон, а чиновники и остальные граждане одинаково равны перед ним. Идеальная государство является посредником между космосом и человеческой душой, выполняет три функции (совещательную, защитное и деловое), которые полагаются на три соответствующие общественные состояния (правителей, воинов и производителей).
Платон вводит строгую иерархию сословий: философы - правители, стражи и воины, ремесленники и крестьяне, которые занимаются физическим трудом. Рядового индивида Платон стремится подчинить государству. У подданных нет ничего своего: ни семьи, ни собственности - все общее. Философ предлагает план общежития, основанного на ликвидации для правителей и воинов личной собственности, а также положения о совместных женщин для воинов и государственное воспитание детей.
Древнегреческий мыслитель считал, что создавать государство надо не так, чтобы только единицы в ней были счастливыми, а так, чтобы она была счастливой в целом. Образование должно строго контролироваться, свободный поиск истины прекращается. В политическом учении Платона, безусловно, заметны истоки тоталитаризма.
Для классификации реальных режимов Платон применяет критерий, в котором сочетаются качество и количество: правление одной, нескольких, многих. Такой подход дал ему возможность выделить шесть политических режимов. Законная власть одного - монархия, незаконная - тирания; законная власть нескольких - это аристократия, незаконная - олигархия; законная власть многих - это демократия, незаконная - охлократия. Эту схему усовершенствовал Аристотель, и она стала основанием для систематизации типов политического правления на протяжении многих веков вплоть до XIX века.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) - выдающийся античный мыслитель, в течение двадцати лет был учеником Академии Платона. По приглашению македонского царя Филиппа становится наставником и учителем его сына Александра, будущего Александра Македонского. Аристотель основал политическую науку как самостоятельную дисциплину. Учение о ней развил в работах: «Политика», «Афинская Полития», «Этика», «Риторика».
С именем Аристотеля связано выделение политических знаний в рамках философии: политическая наука исследует государство (полис). Аристотель считал, что государство возникло не в результате какого-то соглашения между людьми на основании их волеизъявления, а естественно-историческим путем. Развитие общества идет от семьи к общине, а от нее - к государству (городу - полису). Но первичной является государство. Именно она содержит активное начало, которое превращает возможность в реальность. Государство по своей природе предшествует индивиду; необходимо, чтобы целое предшествовало части. Только такое общество - государство сможет обеспечить благосостояние людям, ведь государство является воплощением справедливости и права, общей потребности граждан. Государство - это, по мнению Аристотеля, самодостаточная для существования совокупность граждан.
Человек - часть государства. Личные интересы беспрекословно подчиняются общественному добру. Гражданин - это безымянная доля единой политической системы. Граждане занимаются только военными, законодательными и судебными делами. Сельское хозяйство и промышленность - это дело рабов. Граждане могут иметь частную собственность, но пользоваться ею должны совместно. Глубокой неровности Аристотель боялся, поскольку считал такое неравенство причиной раздора и переворотов.
Взгляды Аристотеля на государство основывались на немалой собранном и исследованном материале - описательные конституционного строя 158 греческих городов - государств. Аристотель выделял три правильные формы правления (монархия, аристократия, полития), при которых правители отстаивают общую пользу, и три неправильные (тирания, олигархия и демократия), при которых достигается только личная польза для правителей. За идеал государственного устройства Аристотель считал конституционное правление. Над всем властвовать закон и только закон. Даже мудрейший государь не может обойтись без закона, ибо закону свойственна и беспристрастность, которой не имеет ни один человек. Закон - это принцип, не подвластен желанию.
Форму благоприятного государственного устройства Аристотель характеризует так: «Основой аристократии является добродетель, олигархии - богатство, демократии - свобода», полития должна объединить три эти системы и считаться подлинной аристократией - правлением лучших, объединять интересы богатых и неимущих, опираться на средние слои населения. Этот средний слой является ценным для политики, поскольку он найприхильніший к существующему строю, благодаря ему можно гармонизировать противоречие между бедными и богатыми, которая нередко вызывает государственные перевороты.
Военную силу Аристотель считал необходимый признак государства, нужна не для порабощения других народов, а прежде всего для того, чтобы самим не попасть в рабство.
Историческое значение политической концепции Аристотеля заключается в вивершенні политической теории как «науки наук»; учение о высшем благе человека и государства; в трактовке политики как высоконравственной, интеллектуальной, справедливой деятельности.
Государство в трактовке Марка Туллия Цицерона (106 - 43 гг. до н. э.) - знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя - есть согласованное правовое общение. Его взгляды изложены в трудах: «О государстве», «О законах», «Об обязанностях».
Если для Аристотеля и Платона природный закон (истинный закон) и государство были неотделимы, то Цицерон считал, что естественное право возникло раньше от писаных законов и ранее, чем любое государство. Именно государство по своей сути является воплощением того, что есть справедливость и право. Таким образом, Цицерон стоял у истоков понимания идеи «правового государства».
Критерии форм государственного устройства Цицерон усматривал в " характере и воле тех, кто правит государством.
Различая три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию), Цицерон подчеркивал, что лаской своей вызывают привязанность у нас цари, мудростью - оптимати, свободой - народы. Поэтому самым умным формой государства, Цицерон считал (как и Аристотель), есть смешанная. Наиболее существенным преимуществом такого государственного строя, по его мнению, могущество государства и правовое равенство граждан. Необходимо установить не только для магистров меру их власти, но и для граждан меру их повиновения.
Цицерон называл государство «res рориlі» или «res publica» - «дело народа» и отмечал, что республика является народной делом; но народ - это не группа лиц, згромадилася попало, а значительное множество людей, объединенных общей договоренности о законах и правах, а также стремлением пользоваться благами на взаимовыгодной основе.
Свою концепцию оптимальной формы государственности, в отличие от платоновского проекта идеального государства, Цицерон считал реально осуществленной в практике римской республиканской государственности в лучшие времена ее существования. Творческое наследие древнеримского мыслителя, особенно его учение о государстве, оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политической мысли.
Итак, в конце III века до н.э. в античной общественно-политической мысли основополагающими составляющими политической теории были классификация организационных форм политической жизни, политических режимов, определение критериев оценки их деятельности, как: власть делегируется народом, она должна функционировать на основании закона и справедливости.