Культура
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Раздел VIII

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА

 

Все народы склонны к творчеству. Каждый из них на своем уровне развития создает художественные изделия, которые отличают его среди других. Труд создал человека. Работа дала предпочтение ей над всеми существами на Земле, и это преимущество сохранила человеческий род. По последним исследованиям, человеческий род существует около двух миллионов лет, а вид Homo sapiens - до сорока тысячелетий. Но только тогда, когда появилась человек современного типа, началось бурное развитие производительных сил и общественных отношений, особенно в последние пол- тысячелетия. Homo sapiens усовершенствовал технику обработки камня, начал использовать новые материалы: кость и рог, но это не стало определяющим в развитии духовной и материальной культуры.

Качественно новым явлением, которое появилось с этим биологическим видом, стало изображение, скульптурное, графическое, а также цветные геометрические знаки, образы подобия предметов, которые существуют в природе. Этот вид деятельности условно можно назвать художественным творчеством; он стал крупнейшим открытием, ведь благодаря фиксации видимого мира оставалась информация следующим поколениям. Это было первым шагом к изобретению письменности, поскольку современным фонетическим буквенно-звуковым системам предшествовало менее совершенное пиктографическое письмо, которое базировалось на конкретных изображениях животных, людей и др. Лишь в III-II тыс. до н. э. пиктографическое письмо переходит в буквенно-звуковое у шумеров и египтян, позже приходит в Средиземноморье и Европу. Но такая модель не стала повсеместной. 1 до сих пор некоторые народы Крайнего Севера, американские индейцы частично пользуются пиктографическую письменностью. Значок тесно связана с изобразительным искусством, а развитие языка переплетается с синкретическим искусством. Поэтому эти элементы составляют основу абстрактного мышления, что существенно расширяет условия познания мира, отличает человека от животного.

Научившись отражать какое-то событие, человек “остановил мгновение”, благодаря чему получила власть над временем, заложила основы новой художественной формы бытия.

Относительно первопричин происхождения искусства существует много гипотез и научных концепций. Историк Я. Рогинский утверждает, что человек начал творить лишь тогда, когда социальные качества ее приобрели самодостаточности, то есть в эпоху, когда складывались формы родовой организации (поздний палеолит); Г. Плеханов доказывает: “искусство - одно из средств общения”; Ф. Шиллер подчеркивает: “искусство - незаинтересованное наслаждение”; С. Рейнак: “цель древнего искусства - магия, колдовство охотников”; О. Гущин: “искусство породили первобытная магия и развитие коллективного трудового процесса”; Леонардо да Винчи: “искусство - ребенок природы, оно появилось для того, чтобы человек подражал ее”. Каждое утверждение авторитетных ученых и художников по-своему аргументированное и заслуживает на внимание. Таким образом, Homo sapiens в период, когда стал человеком общественным, позвал к жизни специфический, сознательный вид деятельности, который называется искусством. Искусство существенно повлияло на эволюцию целого биологического вида, подняло его на качественно высшую ступень; работа стала творчеством; слово стало жить во времени. Мнение получила дополнительное к языку форму абстрагирования действительности.

Новый вид деятельности не был прямо связан с удовлетворением материальных потребностей; он был направлен на удовлетворение духовных запросов, которые со временем оформились в те новые чувства, которые мы, современные люди, называем эстетическими. Художественность на первом этапе еще не стала искусством, но она уже имела зачатки будущей культуротворчества, той определяющей черты выявления чувства человека, что способна дать наслаждение ощущение своего единства с миром и отойти от грубого, практицизма, потребительского отношения до природы.

Анализируя предпосылки происхождения искусства, приходим к выводу: у человека всегда существовала тесная связь между производственной и игровой деятельностью - обряды, игры, танцы, театрализованные действа непосредственно связаны с выполняемой продуктивной работой - охотой, земледелием и др.

Испокон веков человек пытался подражать движения животных и птиц, на которых охотился; постепенно они складывались в определенную систему - рождался танец, закреплялись навыки и пошановувався зверь, которого было впольовано. Подобная архаика сохранилась до сих пор. Так, народы Севера после каждой охоты на морского зверя: кита, тюленя, моржа - обязательно исполняют обрядовый танец. Это своеобразный рассказ о выходе к океану, о перипетиях, которые там происходили. Популярны также танцы оленеводов, каждый из которых рассказывает о циклах выращивания, выпаса и кочевок оленей. В Центральной Европе все еще имеющийся отголосок производственных процессов в произведениях хореографии (вспомним игровой танец “А мы просо сеяли”). С усложнением обрядовой системы обогащалась народная хореография, появились хороводы, жанровые, шуточные, военные танцы (как тот же гопак) и др. А танец всегда неотделим от музыки и пения.

Сначала танцы сопровождались лишь похлопыванием в ладоши или ударами каких-то твердых предметов друг по другу. Позже добавились ритмичные выкрики, пение, речитативная рассказ (так родилась песня). Со временем человек открыл, что удары предмета по предмету дают звуки разной тональности, она услышала, как поет тетива лука, черепашка, полость древесины и др. Эти простые предметы подсказали идею создания музыкального инструмента; тетива превратилась в струну; оказалось, что струны разной толщины или длины, изготовленные из различных материалов, дают разный звук. Сочетая их, люди научились делать арфы, скрипки, бандуры, гитары, балалайки и др. Срезанный тростник и рожок стали предшественниками духовых инструментов, обтянутый кожей горшок - барабанов и литавр. Каждый народ создавал свое музыкальное искусство, складывались характерные типы созвучий, ритмов, манер. Формировалась национальная язык музыки, благодаря чему можно легко отличить украинскую, японскую, индийскую, арабскую, русскую, французскую мелодию из множества других.

Музыка - это отражение реальности в эмоционально-ритмическом воспроизведении чувств и идей, выражаемых через звуки определенного ряда, в основе которых лежат обобщенные интонации человеческой речи.

Таким образом, на базе производственного процесса витворювався художественный, который фиксировал то или иное событие, что поразила человека и должна была остаться в ее памяти. Отражение реальности в произведениях искусства прошло длинный исторический путь от примитивных форм к совершенным, человек использовала новейшие для своего времени технические достижения.

Наиболее ярко изобразительная деятельность наблюдается в архитектуре, которая развивается с древнейших времен и имеет глубокие исторические корни. Прежде всего развивалась бытовая архитектура, которая прошла путь от природных тайников человека от непогоды (пещеры) до изысканных архитектурных комплексов. Трансформация жилья такая: пещера, землянка, полуземлянка, наземное жилье. Архитектурные сооружения развивались, совершенствовались и обогащались в зависимости от географических и климатических условий; их отделка осложнялось исходя из возможностей застройщика, имущественного расслоение. Кто строил дом, а кто - то-дворец.

Развитие архитектуры нуждался связей между зданиями; поселение перерастали в населенные пункты, протогорода и города, возникла необходимость регулирования расселения. Так зародилось градостроительства, что охватывало функциональность планировки, конструктивные особенности зданий, решения архитектурного пространства, симметрии и асимметрии, ритма, пропорций, масштабности отдельных архитектурных сооружений. Предшественники оставили нам блестящие образцы и памятники градостроительства, которыми человечество заслуженно гордится: Афины в Греции, Рим в Италии, Париж во Франции, Санкт-Петербург в России, Нью-Йорк в США, Львов в Украине и многие другие.

С течением времени усложнялась архитектура, появлялись новые признаки, которые перерастали в стиле. Каждый из них получал собственное название: романский стиль, готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм, конструктивизм и др.

Всю жизнь человека сопровождают вещи быта. Долгое время они считались декоративно-прикладным искусством. В 60-е годы XX в. В. Касьян ввел новый термин - декоративно-прикладное искусство, чем отграничил их от изделий декоративно-прикладного искусства, ведь первое непосредственно выполняет прагматические функции, а второе украшает быт.

Памятники материальной культуры делятся на группы по практическим назначением в быту и производственной деятельности. К первой относится домашнюю утварь: столы, стулья, кровати, шкафы, горшки, кувшины, миски, ухваты, кочерги, полотенца для вытирания и др., к второй - памятники производственной культуры: плуги, бороны, веялки, сеялки, лопаты, грабли, топоры, плотничьи и столярные инструменты, автомобили, тракторы, комбайны и др. В отдельную группу входит костюм, который имеет двойное назначение: бытовой и для торжественных событий; разграничивается он также по социальным признакам: костюмы господствующих классов и низших социальных сословий.

Подражая природе, человек старалась максимально чувствовать себя ее частью; она стала олицетворять себя с животным миром и окружающей средой, что стало исходным пунктом тотемизма. Это сформировало ритуальную, а позже обрядовую систему. Начал создаваться миф как переходный этап от идеалистического понимания мира и первый шаг к искусству магии - средства удвоение реальности материально фиксированной подобия идеи и манипулирование этой подобию. Производимые этой системой обряды сопровождались наслідувальними имитациями производственного процесса, которые были приурочены к календаря и жизненного цикла.

Миф в информативном, культурном, эстетическом плане богаче ритуал, ведь ритуал - это лишь отражение сферы поведения, практических и деловых навыков, а мифология - сфера “священных” и “тайных” знаний. Со временем миф теряет “священные” и “тайные” знания, превращается в сказку, задача которой - развлекать, морализировать, выполнять “информативную” роль для непосвященных.

Развитие искусства через мифотворчество и сказку сформировал религиозные постулаты, которые базируются на предыдущих мифах, эстетических понятиях, моральных установках, которые выходят на уровень обобщения, соответствуют сущности понимания общественных отношений на определенном этапе развития социума.

Художественно-творческий процесс никогда не развивается прямолинейно. Это не зависит ни от гениальности современных художников, ни от технической базы, которую они имеют. Предпосылки общественного развития нужны для того, чтобы человечество могло воспринять и постичь созданное художником. Общественные отношения всегда усложняют культурно-художественный процесс, поскольку жизненные ситуации и коллизии требуют должного повышения уровня эстетизации которое обогащает художественное мышление.

По наблюдениям культурологов, историков и искусствоведов, много мотивов, типов изделий у разных народов имеют сходные характеристики. Этнограф А. Веселовский определил причины сходства, вывел тезис о мигрирующий сюжет, который одинаково трактовался разными нациями независимо от их местонахождение. Это ярко прослеживается на примерах устного народного творчества, изделиях декоративно-прикладного и прикладного искусства, ведь вещи, которыми пользуется человек в быту, имеют чисто функциональное назначение; в разных регионах лишь частично изменяется их форма и декорирование.

Благодаря рассматриваемой теории все направления, виды и типы искусства разных народов можно классифицировать. Художественные воздействия, которые обозначены мигрирующим сюжетом, обусловлены следующими факторами:

• восприятие эстетических качеств и художественных идей, которые вызрели внутри определенной культуры и стали эстетической необходимостью. Культура восприятия выборочная, ее базой является подобное в жизненных обстоятельствах разных народов;

• сходства художественных явлений возникают благодаря тождественности исторических обстоятельств; художественный процесс всегда проходит в своем развитии подобные стадии;

• адекватность художественных явлений обусловлено диалектикой спиралевидного развития художественной культуры; каждый пик предусматривает следующую трансформацию в более высоком качестве, чем предыдущий;

• этносы, как и народы, рождаются в разные периоды, поэтому имеют неодинаковые достижения, что создает иллюзию о более развитые и менее развитые народы; согласно законам диалектики каждый этнос, народ, нация развивается в строго детерминированном времени и пространстве подобно человека, которая также развивается во времени и пространстве, начинает свой жизненный путь, приобретает знания, формирует умения и навыки, отдает их и переходит в историческую память.

В истории культуры прогресс проявляется не только в отражении новых высших форм жизни, новых проблем и идей, но и в совершенствовании от эпохи к эпохе форм и способов образного видения событий и явлений.

Каждая социально-экономическая формация диктует свои требования культуры и искусства, а художники в своих произведениях выполняли эти требования, утверждали идеи определенного строя и мировоззренческой системы. Культурологи преимущественно фиксируют и констатируют факт принадлежности памятников, дают возможность расширить понимание той или иной формации через культурно-художественный процесс.