Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел И

Культура праславян

 

ОСОБЕННОСТИ ТРИПОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

В начале 90-х годов XIX века. В. Хвойка выдвинул предположение, что славяне и неолитическая население среднего Поднепровье - это один этнос. Смелую гипотезу он подкрепил археологическими раскопками вблизи с. Триполье (ныне Кагарлыкский район Киевской области), откуда, по месту первых находок памятников, пошло название “трипольская культура”. За топологическими признаками эта культура родственна с культурами дунайского бассейна, Балканского полуострова, островного восточного Средиземноморья и Малой Азии. Это дает возможность подвести научную базу для ориентации и определения ареала ее влияния на развитие культур этих регионов.

Трипольская культура датируется ГУ-Ш тысячелетиями до н. э. Характерными ее особенностями являются следующие: поселение сводились на открытых местах без оборонительных сооружений; жилье сооружалось по кругу, друг возле друга, середина оставалась пустой; дома строились каркасные; промежутки между столбами заплетались лозой и обмазывались и снаружи и изнутри толстым слоем глины; размеры зданий были большими - 100-140 кв. м; стены расписывались яркими красками, разноцветным орнаментом. Жилье делилось на комнаты, в которых, наверное, жили отдельные члены семьи. Помещение отапливалось печью, сложенной из глиняных вальков. По подсчетам, в таком доме проживало 20 человек, следовательно, поселение насчитывало около 500-600 человек. Во главе такой семьи стояла женщина, поскольку, как свидетельствуют памятники, это было время матриархата. Большинство статуэток, найденных в ареале этого периода посвящено женщине. Центр поселка использовался как загон для общественного скота. Это были скотоводческо-земледельческие общины с коллективной собственностью на скот.

Наряду с высокой культурой земледелия наблюдаем большой поезд до художественных студий, о чем свидетельствуют многочисленные статуэтки, выполненные в реалистической манере. Художественный уровень их достаточно высокий, по ним в определенной мере можно проследить этнический тип.

Большое распространение получило изготовление керамических изделий бытового назначения: мисок, горшков, макітр, кувшинов, декоративной керамики и моделей жилищ. Характерный их признак - яркий декоративная роспись, что выгодно отличал эти изделия среди других в соседних народов.

Следующий период подтверждает тезис непрерывности исторических и культурных процессов. Это эпоха городсько-усатовского культуры (конец III - начало II тысячелетия до н. э.). Памятники этого периода занимают широкую географическую полосу Волыни: Колодяжин, Райки, Белиловка, Ягнатин, Бучач, Кошилівці, Балыки, Бортничи, Гнедин и др. В толковании Г. Пассека они получили название “позднее Триполье”, а О.Брюсов выводит этот период как сутки городсько-усатовского культуры. Анализируя его, наблюдаем больше отличного, чем общего с Трипольем. Так, если в поселениях трипольской периода отсутствовали оборонительные сооружения, то топография поселков этой эпохи существенно меняется. Поселения выносятся на высокие отвесные береговые мысы, окруженные оврагами; поселок приобретает признаки городища. Изменения происходят и в системе хозяйства: в Триполье почти не знали лошади, а тут резко увеличивается их поголовье. Активная хозяйственная роль коня свидетельствует о возможности быстрого передвижения и милитаризацию общества. Преобразования в социальном устройстве обусловили выбор места для поселения и структуру застройки поселков; появилась потребность в обороне.

Развивается охота; хозяйство требует большого количества орудий труда, а его охрана - оружия. Используются стрелы, что не характерно для предыдущего периода. Лук становится главным оружием мужчин. Меняется характер жилья: возводятся не большие, а малые дома, иногда полуземлянки, вместо печи, открытые очаги. Деградирует керамическое производство, теряется его техническое совершенство, орнаментация упрощается, расписная керамика исчезает, господствующим становится шнуровой орнамент.

Рубеж III-II тысячелетий до н. э. совпадает с массовым перемещением племен - “шнуровиків”. По одной из гипотез эти племена пришли с севера - стран Прибалтики и Центральной Европы.

Краткую и достаточно исчерпывающую концепцию о вытеснении трипольцев “шнуровиками” выдвинул Г. Чайльд в работе “У истоков европейской цивилизации”, а Г. Коссинна утверждал, что “шнуровики” руководствовались лозунгом “Drang nach Osten” и своими боевыми топорами проложили путь к Триполье. Мірез и В. Борковский отмечают, что трипольская культура обогатила Европу.

В период городсько-усатовского культуры земледельца изменил всадник, мирного жителя - воин, красочно рисованную керамику - шнурова, вола - лошадь. В аборигенне населения с II тысячелетия до н. э. вливается новая народность, пришла в Украину из периферийных северо-западных регионов. Смешались два этносы. Это произошло в передскіфську эпоху.