Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Модуль 1

СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

РАЗДЕЛ 3

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

 

3.3. Финансовая безопасность государства

 

Финансовая безопасность государства - понятие достаточно многоплановое в экономическом контексте и чрезвычайно актуален в политическом. Это объясняется тем, что она является результатом практических мер по стороны законодательной и исполнительной власти государства в сфере финансов.

Финансовая безопасность - это такое состояние финансовой, денежно-кредитной, валютной, банковской, бюджетной, налоговой системы, который характеризуется сбалансированностью, устойчивостью к внутренним и внешних негативных воздействий, способностью обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и экономический рост.

Финансовая безопасность определяется конкретными показателями функционирования экономической системы государства за определенный промежуток времени. К этим показателям относятся: величина внутреннего и внешнего долгов; уровень инфляции; устойчивость национальной валюты; сальдо платежного баланса.

Внутренние и внешние долги давно стали неотъемлемой частью финансовой системы большинства стран мира. Они обусловлены наличием дефицита бюджета, то есть государство не всегда имеет возможность провести сокращение расходов согласно имеющихся доходов. Тогда возникает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, которые можно получить или благодаря эмиссии денег, или заимствованием как внутри государства, так и извне. Покрытие дефицита бюджета через заимствование имеет преимущества, к которым относятся: управляемость инфляционными процессами в государстве; повышение уровня кассового исполнения бюджета; укрепление финансового положения в государстве и т.д.

Однако непродуманное и чрезмерное использование заимствований для покрытия расходов бюджета имеет ряд негативных признаков. Так, использование заимствований на покрытие текущих расходов приводит в дальнейшем к росту дефицита бюджета. Значительное использование заимствований в течение двух-трех лет создает финансовую пирамиду, которая предопределяет финансовый крах системы в целом, поскольку возврат долгов и выплата процентов по ним приводит к постоянному росту долгов, а это сокращает расходы бюджета по другими статьями. Как правило, при избыточном росте долгов государство прибегает к их реструктуризации, что в свою очередь вызывает недоверие к ней со стороны других государств и международных финансовых институтов.

Согласно международных стандартов и общепринятых наукой показателей оптимальный размер долгов государства не должен превышать 70 % от годового объема ВВП. При превышении этого уровня государство может потерять финансовую независимость и стать государством-банкротом.

Конечно, использование заимствований имеет принципы, нарушение которых может существенно влиять на финансовую безопасность государства. В частности, размещению краткосрочных долговых обязательств создает нестабильность и постоянное напряжение в финансировании расходов бюджета, в том предпочтение должно отдаваться долгосрочным заимствованием. В свою очередь долгосрочные заимствования возможны при наличии доверия к правительству и государства в целом. Важное значение имеет также наличие системы страхования рисков.

При осуществлении заимствований должна проводиться политика ограничения допуска нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг, поскольку нерезиденты могут существенно повлиять на финансовую стабильность в государстве путем спекулятивных действий как на первичном, так и на вторичном фондовом рынках. Кроме того, нерезиденты вывозят из страны капитал, полученный в форме процентов.

Размещение государственных заимствований внутри государства должно быть ориентировано также на участие населения, то есть физических лиц. Это, кроме всего, будет способствовать росту благосостояния населения за счет полученных процентов на вложенные средства.

Долги государства экономически оправданы только в том случае, если осуществляемые за их счет расходы способствуют увеличению будущих доходов или приводят к сокращению будущих бюджетных расходов, то есть имеют положительный уровень доходности, что дает возможность государству в дальнейшем погасить основную сумму долга и уплатить проценты по ним. До таких расходов относятся инвестиции, и поэтому прирост государственной задолженности, согласно экономической теорией, не должен превышать суммы государственных инвестиций. В многих странах такое ограничение закреплено в конституциях. В последние годы ежегодный прирост государственных долгов в Украине на порядок превышал объемы бюджетных инвестиций.

Высокие темпы роста долговых обязательств, как следствие, сохранение высокого уровня бюджетного дефицита, неизбежно уменьшают доверие к правительству отечественных и иностранных инвесторов, а следовательно, приводят к росту процентных ставок (как платы за риск) и дальнейшего обострение бюджетных проблем - рост расходов государства на обслуживание своих обязательств, к необходимости сокращения расходов, не связанных с выплатой процентов, или же необходимости новых заимствований.

Не менее важным показателем финансовой безопасности государства является уровень инфляции. В целом инфляция - это системное явление, которое связано не только с денежным оборотом, но и всей экономической системой, с общим положением в экономике, ее местом в мировом разделении труда. Следует сказать, что инфляция не всегда проявляет себя в росте цен. Цены могут быть достаточно стабильными, а инфляция может быть скрытой, быть прежде всего в форме бюджетной задолженности гражданам по заработной плате и других социальных выплат, неплатежей и т.д.

Инфляция - это всегда сигнал о финансовую опасность, которая требует определенных мер со стороны властных структур государства.

Инфляция является проявлением нарушения равновесия всей экономической системы и, прежде всего, в сфере денежного обращения. Основной причиной инфляции является спад производства, когда товарное обеспечение денег уменьшается, что приводит к росту цен. Ограничение денежной массы в обращении тормозит рост цен, но негативно влияет на производство, порождает систему неплатежей и роста долговых обязательств.

Спад производства может быть обусловлен, с одной стороны, уменьшением потребительского спроса, а с другой - технологической отсталостью производства, ростом его материало - и энергоемкости, низким уровнем использования производственных мощностей и т.д. С учитывая это, должны быть разными и антиинфляционные меры.

При уменьшении потребительского спроса на товары инфляция в размере до 4 % может способствовать росту производства и стать стимулом к экономическому росту. Когда темпы инфляции переходят границу 4-5 %, темпы экономического роста начинают уменьшаться, а когда инфляция достигает 25-45 %, то экономический рост прекращается, на смену ему приходит стагнация и спад производства, который постепенно углубляется. При стагнации более 5 лет финансовую независимость государство теряет.

Инфляция, обусловленная технологическими и техническими причинами, не может быть устранена лишь монетарными мерами. Для этого нужны инвестиции в экономику с целью ее технического переоснащения, выравнивание условий хозяйствования для всех производителей, повышение конкурентоспособности продукции, стимулирование по увеличению населением сбережений в финансовых активах, которые должны впоследствии стать инвестициями, способными оживить производство. Антиинфляционная политика в условиях переходной экономики должно принять ряд мер в сферах внешнеэкономической, производственной, институциональной, финансовой, кредитной, социальной деятельностей. В всех этих направлениям должны проводиться параллельно, поскольку задержки с их внедрением в какой-нибудь из них может обусловить рост инфляции и углубление финансового кризиса.

В сфере внешнеэкономической деятельности вместо чрезмерной либерализации было бы целесообразно использовать гибкую систему таможенных тарифов, дифференцированных по различным видам товаров. Это позволит выровнять условия деятельности на национальном рынке как отечественных, так и иностранных производителей.

В переходной экономической системе как антиинфляционные должны быть использованы меры в сфере антимонопольной политики, направленные на сдерживание повышения цен производителей-монополистов. Это повысит степень конкурентности рынка и снизит цены. Дополнительными мерами антиинфляционной политики является, в частности, процесс развития рынка ценных бумаг и благодаря этому мобилизация свободных средств юридических и физических лиц.

Рынок ценных бумаг является также необходимым элементом в преобразовании существующих, но не работающих ныне сбережений, в инвестиции, что позволит оживить инвестиционную сферу и ликвидировать накопленные диспропорции в производстве.

Важным элементом антиинфляционной политики может стать известна на западе теория «бюджетного мультипликатора». Суть ее в том, что за счет бюджетных расходов создаются новые предприятия и рабочие места. Это дает возможность получить дополнительные реальные доходы, которые могут снова направляться на новые инвестиции. Все это напрямую способствует расширению спроса, который стимулирует дальнейшее производство.

Однако, следует учитывать и то, что в имеющихся условиях бюджетные ресурсы ограничены, поэтому здесь целесообразно выделить государственные инвестиции в отдельный бюджет - бюджет развития. Источниками формирования его доходов могут быть заимствования как на международных финансовых рынках, так и на внутреннем, в том числе целевые заимствования - под конкретные проекты. Ими могут быть доходы от приватизации и денежная эмиссия. Использования бюджетных средств на инвестиционные цели создает лучшие условия для экономического роста в сравнении с расходами на социальные цели.

Создание бюджета развития - это лишь первый шаг, следующим должно стать создание общего инвестиционного климата для отечественных и зарубежных инвесторов, в том числе и за счет широкого применение практики ускоренной амортизации и льготного режима налогообложения тех предприятий, которые активно проводят инвестирование в сферу расширение производства на территории Украины по приоритетным направлениям.

До удобных мер государства, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата, относятся также меры по стимулированию платежеспособного спроса кредитными рычагами: кредитная экспансия (увеличение предложения заемного капитала путем снижения обязательных резервов и учетной ставки; кредитование за счет бюджетных ресурсов сфер экономики, в развитии которых заинтересовано государство; гарантирование платежеспособности заемщиков, в деятельности которых заинтересовано государство.

Для активизации в государстве экономической жизни и удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах при осуществлении структурной перестройки экономики может быть также использована кредитная эмиссия. Она помогает решить проблему нехватки денег в экономике и сузить сферу взаимозачетов, других денежных суррогатов.

Важным показателем финансовой безопасности государства является стабильность и конвертируемость национальной валюты. Этого можно достичь при наличии совершенного валютного законодательства, достаточных резервов национального банка, эффективной валютной политики в государстве.

Однако следует помнить о возможных негативные последствия конвертируемости. Они связаны, прежде всего, с предполагаемым обесцениванием национального богатства и рабочей силы, обвальным банкротством отдельных видов производства, неуправляемого углубление социальной дифференциации населения и т.д. Поэтому введению конвертируемости национальной валюты имеет предшествовать комплекс мер, которые бы предотвратили негативные последствия этой акции и, наоборот, способствовали экономическому росту.

Опыт Германии, Японии и некоторых других стран свидетельствует о том, что национальная валюта может стать сильной и без ее привязки к другой валюте за счет укрепления национальной экономики, повышение ее конкурентоспособности, активного выхода отечественных производителей на международные рынки.

Примером этого является довольно прочная позиция общей денежной единицы стран ЕС - евро относительно американского доллара. В дальнейшем ее наступление на доллар будет расти, ведь планируется, что она будет обслуживать более 30 % объемов международной торговли.

В то же время стабильность национальной валюты, ее обеспечения имеют свои особые формы и методы выявления и функционирования. Так, важное значение приобретают источники поступления иностранной валюты в государство и направления ее использования, возможность свободного доступа к покупки валюты на рынке, проведение политики курсообразования путем установления режим «плавающего» курса и т.п.

Следует отметить, что национальная валюта должна быть привязанной и подкрепленной внутренними экономическими факторами. Но отечественная экономическая политика этого не предусматривала, что и привело к долларизации в Украине.

Привязка национальной валюты к доллара США привела к тому, что США через систему различных механизмов, в том числе через МВФ, может управлять национальной валютой нашей страны и успешно это делает, но не на улучшение, а на ухудшение.

Много стран мира уже теперь отказываются от доллара США, что сейчас при обслуживании международного хозяйственного оборота значительно необеспеченным. Так, при доле США в мировом экспорте в 15 % доллар обслуживает почти 50 % расчетов в международной торговле. То есть существует существенный дисбаланс.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что традиционная экономическая политика, которая проводится в рамках регулируемых национальных экономик, становится все более неэффективной. Это объясняется тем, что такие важные инструменты, как денежно-кредитная политика, ставки процента и технологические инновации в значительной степени зависят от глобальных тенденций. По таких условий обеспечения глобального развития человечества возможно при условии применение именно інформаціологічного подхода к проблемам единой, планетарной экономической системы.