Модуль 1
СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
РАЗДЕЛ 3
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ
МЕХАНИЗМ
3.2. Финансовый механизм и его
составные элементы
Реализация финансовой политики
государства осуществляется с помощью финансового механизма, который представляет собой
достаточно сложную систему воздействия на различные стороны финансовой деятельности отдельных
субъектов. Основным вектором этого влияния являются взаимоотношения государства, которая
производит и реализует финансовую политику, с субъектами хозяйствования,
обеспечивают производство ВВП.
Финансовый механизм - это совокупность
финансовых методов и форм организации финансовых отношений, инструментов и
рычагов влияния на социально-экономическое развитие общества.
Структура финансового механизма
довольно сложная. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию
финансовых отношений. В структуру финансового механизма входят пять
взаимосвязанных элементов (рис. 3.2): финансовые методы, финансовые рычаги,
правовое обеспечение, нормативное обеспечение, информационное обеспечение.
Каждая сфера и звено финансового
механизма являются составной частью единого целого. Вместе с тем они функционируют относительно
самостоятельно. Это обстоятельство предопределяет необходимость постоянного согласования составляющих
финансового механизма.
Рис. 3.2. Структура финансового
механизма
Финансовый метод можно определить как
средство воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы
действуют в двух направлениях: управление движением финансовых ресурсов и рыночными
коммерческими отношениями, связанными с изменением затрат и результатов, с
материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование
денежных фондов. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании
денежных фондов.
Среди финансовых методов особое
место занимает финансовое планирование и прогнозирование.
Финансовое планирование - это деятельность
по составлению планов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на
уровне отдельных субъектов хозяйствования, их корпоративных объединений, отраслевых
структур, территориально-административных единиц, стран в целом.
Объектом финансового планирования является
финансовые ресурсы, образуемые в процессе распределения и перераспределения ВВП, а
результатом - различные виды финансовых планов и прогнозов.
Финансовый план - это план формирования
и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы имеют форму баланса -
приходные и расходные разделы.
Основными задачами финансового
планирования являются:
■ определение источников и объемов
денежных ресурсов, необходимых для расширенного воспроизводства, их распределение между
секторами экономики;
■ сосредоточение в руках государства
централизованного фонда денежных ресурсов, необходимых для успешного выполнения
государственных функций;
■ обеспечение необходимых пропорций
в распределении и использовании денежных ресурсов;
■ стимулирование наиболее эффективного
использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, снижение себестоимости
продукции и выявления внутрипроизводственных резервов.
Выполнение этих задач реализуется
через:
1) основной финансовый план государства
- Государственный бюджет и бюджеты всех уровней;
2) кредитный и кассовый план
Национального банка и коммерческих банков;
3) балансы и отчеты предприятий;
4) сметы учреждений, которые
финансируются из бюджета.
Формирование финансовых планов и
прогнозов базируется на двух основных принципах:
1) научной обоснованности;
2) предметно-целевом подходе.
Принципы - это основополагающие элементы
системы управления. Принципы определяют характер действия как отдельных подсистем и их
элементов, так и механизма в целом.
Научная обоснованность планирования
предполагает экономическую обоснованность финансовых показателей, отражение
реальных процессов экономического и социального развития, сбалансированности
финансовых ресурсов.
Предметно-целевой подход предусматривает
конкретное целевое назначение.
В финансовом планировании
используются специальные методы: нормативный, расчетно-аналитический,
балансовый и метод экономико-математического моделирования.
Суть нормативного метода финансового
планирования заключается в том, что при расчете финансовых показателей за
основу берутся финансовые нормы и нормативы, к которым относятся нормы
амортизационных отчислений, рентабельности отдельных видов товаров (работ,
услуг), оборотных средств, ставки заработной платы, нормы расходования средств в
бюджетных учреждениях, нормы отчислений в фонды социального назначения и т.п.
Нормативный метод достигает наибольшей
эффективности при условии, что нормы и нормативы соответствуют таким требованиям: они
должны быть научно-обоснованными; прогрессивными (ориентированными на лучший
опыт); длительного действия; стабильными.
Расчетно-аналитический метод
финансового планирования основывается на фактических показателях финансовой
деятельности в предыдущие отчетные периоды. На основе анализа финансовых показателей
за прошедшие годы и период, предшествовавший предплановом году, устанавливается
исходная база планирования. Затем определяются факторы, которые могут повлиять на
финансовую деятельность в плановый период, рассчитываются индексы и коэффициенты их
влияния. На основании базовых показателей, а также коэффициентов, характеризующих
финансовые показатели на плановый период. Это достаточно трудоемкий метод,
требует значительной аналитической работы, однако на сегодня его применения является
самым реальным.
Балансовый метод в финансовом
планировании предполагает соответствие расходов источникам их покрытия и
взаимосвязь всех разделов финансового плана, финансовых и производственных
показателей, в результате чего достигается сбалансированность плана. Сейчас этот метод
приобретает особое значение, поскольку все расходы предприятий зависят от
заработанных ими средств и предприятия должны рассчитывать только на собственные
поступления, а не на помощь государства или министерства.
Весьма перспективным является метод
экономико-математического моделирования. Основывается он на разработке
математической модели финансовой деятельности предприятия или государства в плановом
периоде. Этот метод дает возможность рассчитать несколько вариантов плана с помощью
переменных входных показателей и находить оптимальные решения.
Финансовый рычаг является средством действия
финансового метода. К финансовым рычагам относятся: прибыль, доходы,
амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции,
арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям и др.
Правовое обеспечение функционирования
финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные
письма и другие правовые документы органов управления. Привлечение юридических норм
позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить
экономические интересы общества, проводить единую политику в сфере финансов,
обеспечить финансовую дисциплину.
Нормативное обеспечение включает
инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, лимиты и
резервы.
Информационное обеспечение
состоит из разного типа статистической, экономической, коммерческой, финансовой
и другой информации. Сюда относятся сообщения о финансовой устойчивости и
платежеспособность партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах на
товарном, фондовом, валютном рынках. Тот, кто владеет информацией, владеет и
финансовым рынком.
Основные методы финансового воздействия на
социально-экономическое развитие - это финансовое обеспечение и финансовое
регулирования. Поскольку эти два метода являются глобальными и обобщающими и включают
отдельные частичные методы, то их можно выделить как структурные подсистемы
финансового механизма, характеризующие содержание воздействия финансов на различные аспекты
развития общества. Установление приоритетности того или иного метода лежит
в основе определения направлений финансовой политики государства. Чем выше уровень
развития общества и экономики, тем большая роль финансового регулирования.
Структурное строение финансового
механизма представлена на рис. 3.3.
Рис. 3.3. Структурное строение
финансового механизма
Финансовое обеспечение регулируется
на основе соответствующей системы функционирования, которое может осуществляться в трех
формах: самофинансирование, кредитование, внешнее финансирование. Различные формы
финансового обеспечения используют на практике одновременно через
установка полученного для определенного этапа развития общества соотношения
между ими.
Финансовое регулирование заключается в
регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях.
Поскольку финансы являются распределительными и перерозподільними отношениями, то финансовые
методы регулирования, по сути, является методом распределения. Есть два метода распределения
доходов: сальдовый и нормативный.
В составе финансового механизма
создается набор финансовых инструментов, с помощью которых осуществляется воздействие
на различные стороны общественного развития.
Видами таких инструментов являются налоги,
взносы и отчисления, субсидии и дотации. Конкретный состав финансовых
инструментов постоянно меняется в зависимости от задач финансовой политики.
Управление финансовым механизмом
основывается на использовании соответствующих рычагов. По направлению своего действия они
делятся на две группы: стимулы и санкции.
Кроме того, рычаги управления
финансовым механизмом подразделяются на отдельные виды. Прежде всего это принципы, условия
и порядок формирования доходов, накоплений и фондов, порядок осуществления расходов,
условия и принципы финансирования и кредитования.
Условия формирования доходов,
накоплений и фондов, а также финансирования и кредитования определяются
соответствующими законодательными и нормативными документами.
Надежность
финансового механизма определяется достаточным обеспечением потребностей каждого
субъекта в средствах на основе оптимизации соотношения между формами финансового
обеспечения.
Чрезвычайно важную роль в системе
управление финансовым механизмом играют нормы и нормативы, особенно при
применении нормативного метода распределительных отношений.
Функционирование финансового механизма
обеспечивается через организационные структуры, которые характеризуют надстройку
общества. Это правовое регламентирование, планирование, организация и контроль.
Эффективность финансового механизма
зависит от целенаправленного выбора финансовых инструментов и действенности их
воздействия на отдельные стороны социально-экономического развития.