Тема 3. Управление инновационной
деятельностью предприятия
3.1. Сущность и составные элементы
инновационной политики фирмы
Инновация - основа экономического
развития системы. Это положение справедливо для систем разных уровней, в которых
принадлежит как общество в целом, отдельные государства и их ведущие отрасли, так и
предприятия. Чтобы инновации были эффективными, они должны быть управляемыми, и
именно они являются прерогативой инновационной политики.
На уровне государства разрабатывается
государственная инновационная политика, которая отражает отношение государства к инновационной
деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в
области науки, техники и реализации их достижений.
Предприятие формирует собственную
инновационную политику, ориентируясь на государственную инновационную политику которая
определяет приоритетные направления развития НТП и обеспечивает их поддержку, собственные
интересы и ресурсные возможности, потребности рынка (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Составные элементы
инновационной политики
Инновационная политика предприятия
предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и
направлена на внедрение новых технологий и видов продукции.
ее разработка предусматривает определение
цели и стратегий его развития на ближайшую и дальнейшую перспективы, исходя из
оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспеченности его соответствующими
ресурсами.
Таким образом, основными составляющими
инновационной политики предприятия являются цели и стратегии его развития.
Стратегические инновационные цели, как правило, не имеют количественной характеристики.
Они формулируются в виде деклараций об инновационных намерениях, из которых
формируется предпринимательская концепция предприятия, определяются его базовые и
функциональные стратегии, предоставляющих возможность ее реализовать, и разрабатывается
формальная система обеспечения оперативных планов. Постановка и формулирование
стратегических целей является исходной базой для
выбора
и разработки стратегий, обеспечивающих их реализацию.
Стратегия в общем виде - это
поиск наиболее результативных вариантов ввода в действие ресурсов (капитала, рабочей
силы) в соответствии с главными целями предприятия и с учетом ситуации на
рынке, как на данный момент, так и ожидаемой. Стратегия предусматривает разработку
обоснованных действий и правил (программ, проектов) достижения поставленных целей,
несмотря на научно-технический потенциал предприятия и его рыночно-сбытовые
возможности.