Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

 

Урок № 10

Тема: Звязне речи. Подробный устный пересказ текста повествовательного характера

 

Цель: на основе полученных текстологических знаний формировать у учащихся такие текстотворчі умения: определять тему и главную мысль прослушанного текста, составлять его план, подбирать адекватные содержанию выразительные средства языка, устно воспроизводить прослушанный текст по плану; формировать умение выделять в тексте диалектные слова и, понимая их роль, осознанно употреблять их в пересказе.

Оборудование: текст для перевода.

Ход урока

И. Сообщение цели и задач урока.

 

II. Подготовка к работе над переводом.

Чтение теста учителем.

Свыяснения лексического значения употребленных в тексте перевода слов, которые находятся в пассивном словаре учащихся.

Определение темы и главной мысли текста.

Определение стиля текста. Свыяснения положенного в его основу типа речи и дооміжних типов речи.

Коллективное составление плана текста.

Повторное чтение учителем текста.

 

III. Устный пересказ учащимися текста по плану.

 

ИV. Подведение итогов урока.

 

V. Домашнее задание.

Повторить п.4.

Тексты для перевода

1. Дядя и девочка

Горы разбегались во все стороны, как овечья отара. Они были похожи на застывшие волны камкаменного моря. Река была похожа на бурную душу гор.

К шуму реки прислушался дядя. Было душно, и бурый направился к воде. Он уже прошел глубокое обрыв, когда его внимание привлекли необычные звуки, что доносились оттуда. Медведь шагнул к обрыву, вытянул шею и посмотрел вниз.

На камдеревенской подножке сидела девочка. Она плакала, и именно ее всхлипывания привлекло внимание медведя. Девочка увидела над собой вуйкову голову, поднялась на ноги и испуганно уставилась в его глаза. Так они смотрели друг на друга и не могли прийти в себя. Бурого успокоило то, что девочка застыла неподвижно, она не собиралась нападать. Девочка увидела в глазах брата растерянный выражение и похоробрішала.

- Я тут хотела сорвать чичку, оступилась и упала, - сказала она вуйку. - Едва не рухнула дальше.

Дядя шагнул к девочке, обхватил ее лапами. Девочка крепко зажмурилась. Она приоткрыла веки только тогда, когда почувствовала, что уже стоит на твердом. Девочка оглянулась и поняла, что дядя вынес ее с обрыва.

Большое волосатое тело уже покачивался между елями. Дядя даже не оглянулся.

Девочка пошла пдаєм на полонину. Когда выбралась на вершину, оглянулась и увидела вокруг застывшие волны камкаменного моря (По Есть. Гуцалом; 200 сл.)

 

Задача

· Определить диалектные слова (дядя, чічка, плай), объяснить их лексическое значение.

· Объяснить значение выражения не могли прийти в себя.

· Подобрать синонимы к словам застывший, обрыв, приступка.

· Составить план текста (ориентировочный: 1. Горы были похожи на волны камкаменного моря. 2. Дядя направился к воде. 3. Необычные звуки с обрыва. 4. Что побав в пропасти бурый (На камдеревенской подножке сидела девочка). 5. Зверь и девочка не могли прийти в себя. 6. «Хотела сорвать чичку и оступилась». 7. Дядя вынес девочку с обрыва. 8. Волосатое тело между елями. 9. Девочка пошла тропой на долину).

 

2. Горная сказка

Где-то далеко в горах жил некогда славный мальчик Шугай. Он пас овец и играл на флояру. Что только себе не задумает, то заиграет, и так оно будет. Захотят волки или медведи напасть на стадо, а он заиграет на дудочку. Станут тогда звери, словно вкопанные, послушают и пододвинут обратно в темный лес.

Флоярою Шугай останавливал ливни и вызвал дожди.

Узнал февраль Бабай про славного пеночка, созвал свое войско и пошел на горы войной.

Шугай спал, когда бабай напал на него. Парень винувся на врагов. Один сражался против Бабая и его войска. Враги не давали ему вынуть флояру с тайстры, хотели ее у него отнять. Разодрал Шугай тайстра, флояра полетела вниз, в глубокую пропасть. Бабай как не бросится за ней. А за ним все его войско. Все вдруг скамяніли и покатились валунищами.

Упал на землю раненый Шугай. Подхватил его ветер, и стал мал свирельщик громом. А его стадо стала горным потоком.

Теперь, когда заблестят молнии, когда грянет гром, то это парень Шугай дает знак, где искать его флояру. И люди пугаются, останавливаются перед горным потоком. А поток бурлит, гонит волны, как овцы (По Б. Харчуком; 185 сл.)

 

Задача

· Определить в тексте диалектные слова (флояра, тайстра), объяснить лексическое значение каждого.

· Объяснить лексическое значение слова валун (обточенный водой камень - обломок горной породы).

· Составить план текста (ориентировочный: 1. Чудодейственная флояра пеночка Шугая. 2. Бабай ушел на горы войной. 3. Битва с нападающими. 4. Враги превратились в валуны. 5. Свирельщик стал громом, череда - горным потоком. 6. Какой знак подает Шугай людям).

 

3. Звіздочки

Не было для Васи ничего лучшего, как ходить весной на пастбище. Горы вокруг в розовых туманах выглядят, как девушки в праздник. Синим цветом зацветают брындуши. И нет лучших цветов для молодцов, как звіздочки. И что за парень, как на крисані у него нет звіздочки?

И звіздочки надо искать, словно дорогие сокровища. Они растут на диких обрывах. Их надо достигать, и не всякому это удается.

Вася еще не был парень, он был маленький мальчик. Но он ходил в горы по звіздочки. Их бархатные толстые лепестки всегда были одинаковые, не влепестки. Видимо, поэтому и казались они такими заманчивыми.

И сейчас Вася шел по звіздочки. Он поднялся в горы, и вершины развернулись перед ним в своем величии. Гордое, высокое чувство вырастало в каждого, кто сходил сюда.

Дальше надо было карабкаться по острым выступам наверх. Там Вася насобирал звіздочок. А как возвращался с ним обратно, то как будто счастье нес в руках.

На полонине он дал по одной двум пастухам, чтобы украсили свои крисані, а они напоили его молоком, дали брынзы и кулеши.

Только как солнце повернуло на запад, Вася вошел в свое село. Все приветливо встречали его, и он чувствовал большую гордость, что нос звіздочки. Ибо все знали, как их добывать. (По А. Турчинською, 200 сл.)

 

Задача

· Определить диалектные слова, объяснить лексическое значение каждого (звіздочки, полонина, молодец, войлочная шляпа, брындуши, кулеша).

· Подобрать синонимы к словам обрыв, завлекательный, желоб.

· Составить план (ориентировочный: 1. Весной на лугах. 2. Звіздочки надо искать, как дорогие сокровища. 3. Почему звіздочки были заманчивыми. 4. Высокое чувство охватило парня на вершине. 5. Где росли звіздочки. 6. Василько словно счастье нес в руках. 7. Подарок пастухам. 8.Хлопця радушно встречали в деревне.)