Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

 

Урок № 9

Тема: Общеупотребительные и стилистически окрашенные слова. Диалектные, профессиональные слова и термины

 

Цель: дать понятие о стилистически маркированные слова, в частности, диалектные, профессиональные слова и термины, формировать умение выделять такие слова в предложениях и текстах, совершенствовать навыки пользования толковым словарем; способствовать обогащению детского словаря; развивать культуру устной и письменной речи; воспитывать любовь к природе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, толковый словарь.

Ход урока

И. Подготовка к восприятию нового материала.

Прочитать (прослушать) пословицая. Объяснить значение выделенных слов. Где и когда вам приходилось их слышать? Попадались ли вам эти слова в художественных произведениях? Объяснить значение выделенных слов, при необходимости обратившись к толковому словарю.

Как едим картошку, то не клянемo судьбу. Красивая трава, и не для моего коня. Соломпьяный молодец золотую девку замуж берет. Полная тайстра тяжелая, а пустая еще тяжелее. Хозяйка: три огороды, одна дыня.

Народное творчество.

Словарь. Картошка - картошка. Хороший - хороший. Молодец - парень. Тайстра - торба. Хозяйка - хозяйка.

 

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

ИII. Изучение нового материала (Диалектные слова).

Работа с учебником. Проработка теоретического материала (с. 19).

Прокомментировать отрывок из стихотворения Д. Белоуса.

На Киевщине (в Липках) обуви зовут обувка,

А огурец обыкновенный в Чернигове - гурок,

А корзина на Полесье (в Иванкове) - кошувка,

И названия, и произношение отличаются не шаг.

Прочитать заранее записаны на доске (спроецированы на доску) предложения. Визначти диалектные слова. С какой целью такие слова употребляют в литературных произведениях?

1. Иван был уже парень, стройный и крепкий, как ель, носил широкий пояс и пышную кресаню. Маричка тоже уже ходила в заплітках... Маричка любила, когда он играл на флояру. (М. Коцюбинский.)

2. Хозяйство в старой Лесихи несогірше. Хата хоть старая, и еще добрая; домики новые, просторные и опрятные, скот красная, Господи, каждое гладкое, словно улитка. Лесиха женщина господарна и рвется. Сукриста очень и твердая. Бывало, что завізьметься, то хоть рака лазь, все поставит на своем. (И. Франко.)

Распределительный диктант. Общеупотребительные и диалектные слова записать в две колонки.

Ветер, ветерок; молодец, парень; печаль, туск; гуторити, говорить; сковорода, сковорода; шляпа войлочная шляпа; бордзо, быстро; джерга, одеяло; дядя, стрый; мальфівниця, ведьма; платок, рантух; корзина, кобівка; шутки, фиглі; цапля, аист; попасть, угодить; капарство, небрежность; клевец, молоток; когут, петух; рахуба, хлопоты.

 

IV. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

Объяснительный диктант. Диалектные слова подчеркнуть, объяснить лексическое значение каждого. Какова роль диалектных слов в предложениях?

В село возвращается чабан и гонит гирлигою туман. (А. Кочан.) Над разливом горных долин угрюмо играет трембита последняя. (О. Лупий.) Многие небесной восходит красоты на кичері лысые, на наши леса... (В. Герасимьюк.) Лишь тогда жизнь что-то стоящее, как пылает, словно костер... (С. Пушик.) Преподнесу свою молодость яра, как топорик. (Д. Кремень.)

Словарь. Гирлига - палку. Долина безлесная участок в Карпатах, которая используется для пастбища и сенокоса. Трембита - духовой музыкальный инструмент. Кичеря - гора, покрытая лесом вся, кроме вершины. Ватра - костер. Бартка - гуцульский топорик.

В представленных диалектных слов подобрать литературные соответствия. При необходимости обратиться к словарю.

Жовнир, гандибурка, керница, коц, кошуля, сорочка, штаны, митка, ожіг, тупица, фамилия, фая, спудитися, пироги, ринка.

Для справок. Солдат, картофель, колодец, одеяло, рубашка, брюки, тряпка, кочерга, топор, семья, буря, испугаться, вареники, кастрюля.

 

V. Подготовка к восприятию нового материала.

Прочитать предложение, объяснить лексическое значение выделенных слов. Есть ли эти слова общеупотребительными? В языке представителей каких профессий употребляется каждое из них? С какой целью употребляются такие слова в художественных произведениях? Из этих слов можно считать научным термином? Значение слова срок свыяснить по словарю.

Время в небо! В шоломофонах пеленг писне тонко - и зльотна полоса уже качает нас. (М. Сыч.) Звенят якоря. На бакборте трап тихонько скрежещет в холодную сталь. И вдруг приказ: “Вернуть! Вест!” Над горизонтом мачта поднимает крест... (О. Влызько.) Ходите, профессор, до леса, он тоже откроет вам чудеса. ...Возможно, серна или лиса рыжим нейтрино промелькнут... (О. Шугай.) На КП здесь сидел генерал, что полки его заняли все траншеи на этой высоте. (А. Кацнельсон.)

Словарь. Пеленг - направление от наблюдателя к обобъекта, что определяется углом между плоскостью меридиана и вертикальной плоскостью, проходящей через центр компаса и объект, определяется прибором пеленгатором. Трап - лестница или лестница на судне. Вест - западный ветер. Нейтрино - электрически нейтральная элементарная частица с массой, меньшей массы электрона, которая отличается чрезвычайно высокой проникающей способностью. КП - контрольный пост.

 

VІ. Изучение нового материала (Профессиональные слова).

Работа с учебником. Проработка теоретического материала (с. 19-20).

Объяснение учителя.

Срок - однозначное слово или словосочетание, выражающее понятие определенной области науки, техники, искусства, общественной жизни.

Например, термины, которыми пользуются рекламисты: баннер (прямоугольный рекламный планшет на месте продажи); басорама (панель с подсветкой, установленная на крыше автобуса или автомобиля); брандмауэр (плакат, расположенный на стене здания), игровой промоушн (продвижение продукции игровыми методами: через лотерею, конкурсы, розыгрыши призов и т.п.), логотип (изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы).

Профессиональные слова - это слова, которые используют в своем в речи люди, объединенные одной профессией или специальностью. Например, в речи рыбаков: зелень - нитевидные водоросли, которые появляются в водоемах летом, квок - підкликання сомов до наживки звуками, напоминающими кваканье лягушки, выползок - крупный земляной червь, жало - острие крючка, лоб - загиб крючка.

Чаще всего уровняйни слова применяются в устном неофициальном речи людей пэвной профессии: они точно называют деталь изделия, звено технологического процесса или определенное понятие, таким образом способствуюли лучшему взаимопониманию.

В письменной форме уровняйни слова употребляются в изданиях, предназначенных для специалистов, например, в буклетах, инструкциях, советах. В художественной литератури профессиональные слова употребляют для создания профессионального колорита, воспроизводства жизнедеятельности определенного профессионального среды.

Часто професійни слова выступают как неофициальные синонимы к терминам.

Много профессиональных слов стали общеупотребительными: Засыпайте до завтра, скальпели! Из палаты выходит врач (Б. Олейник).

 

VII. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

Представленные термины записать в следующей последовательности: 1) употребляемые языковедами 2) из речи компютерників. При необходимости воспользоваться словарем.

Фонема, сервер, логин, сказуемое, курсор, неполное предложение, образующая основа, веб-страница, суффикс, контент, глагол, предлог, грамматическая основа, пользователь, домен, синтаксис, блог, хакер.

Прочитати.визначити профессиональные слова. Рассказать о роли профессиональных слов в речи.

Необходимо заключить невод и арканы (урисы) к нейипетров,а, виплутати невид и аркани, повсвязать невид к канату, підібрати канат с барабанав леби"ленинградки с укладнаращиванием его и извлечением вручную. В случае лова рыбы и морепродуктов с бударок или куласив необходимо выехать на веслах к мисэта ловли, расставить и осмотреть орудия лова. (Из должностных обязанностейсвязей).

Прочитать (прослушать). Определить профессиональные слова. Определить стиль отрывка. С какой целью профессиональные слова употребляются в художественных произведениях? Назвать употреблен в отрывке неологизм.

Это был андроид, робот экстремальной формы с эластичным кожаным покрытием. Как ученые мозолили себе мозги, чтобы явить его на свет! Как заботились о его рефлекторные действия и регулирования температуры с использованием термистора, как заботились о муфты и тормоза, о пневматический и гидравлический приводы! Чтобы вооружить работа зрением, усиливали контраст в сканирующей системе. А как приучали слух работа воспринимать язык, понимать структуру слов, заботились о вокодер с пассивными фильтрами и индуктивные дистанционные детекторы! И еще много всякой всячины, что не счесть (По Есть. Гуцалом.)

Диктант с комментированием. Подчеркнуть профессиональные слова. Какие из них являются сегодня устаревшими?

Вот и делаю я. Застукала ляда; бегает челнок оттуда и відсіль... Челнок и ляда - ткачу совет; берды и цевья - вы мой хлеб и соль! (Я. Щоголев.) У винта шумит, кипит вода, нащупывает ежедневную путь радар. (В. Юрьев.) В ту пору в грудь космодрома горячий струя упруго ударил с дюзів. (Г. Юзва.) В той хитрой автонапувалці что только не предусмотрено научно-технической революцией для коровы: стоячок, хомутик, резиновая прокладочка, сидельце, решеточка, пружинка, клапан, ось, рычаг и чаша. (Есть. Гуцало.)

Для справок. Ляда, челнок, берды, цевья - части ткацкого станка. Радар - сокращенное наименование радиолокационной станции. Дюзы - наконечники для разбрызгивания жидкости и утечки газа.

 

VIII. Подведение итогов урока.

 

IX. Домашнее задание. П. 4 (с. 19-21), упражнения 33 (письменно), 36 (устно).