Урок № 12
Тема: Переход причастий в прилагательные.
Цель: объяснить условия и особенности перехода причастий в прилагательные; формировать умение различать причастия и прилагательные дієприкметникового происхождения; воспитывать интерес и уважение к фольклору как проявления народной наблюдательности и мудрости; развивать внимание, логическое мышление, память.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: раздаточный материал, учебник.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания.
*Работа у доски.Выполнение индивидуальных заданий двумя-тремя учениками.
Карточка 1
От представленных глаголов образовать активные причастия. Объяснить употребление гласного в суфіксах.
Настоящего времени. Выполняют, растут, трепещут, организуют, лежать, расцвести, теплиться.
Прошлого времени. Пожелтеть, почернеть, просвітліти, змокріти. |
Карточка 2
От представленных глаголов образовать пассивные причастия. Два из них ввести в самостоятельно составленных предложений (устно)
Создать, заживить, построить, сформулировать, закрыть, начать, мыть, перетереть. |
Карточка 3
Отредактировать предложения.
Ответ ученика была не просто впечатляющая, она была незабываемая. Можно только пожалеть забувшого билет путешественника. Змагаючийся спортсмен не имеет права терять самообладание. Соседи приходили посмотреть на малый котенок, спіймавше старую мышь. В прощавшогося парня был розгубившийся вид.
|
* Работа у доски.Записать предложения, указать деепричастия активные и пассивные. Рассказать, что является основанием для такого разделения. С помощью каких суффиксов образуются деепричастия? Выделить эти суффиксы.
И. Звонки трамваев, шум паровозов сливаются в одну дрожащую ноту. (Леся Украинка.) Куда, машино, так бежишь в вечернее синие посивілій? (П. тычина.) Парус лета уплывает и тает танучим крылом. Гай вдали виднеется сгорбленным силуэтом. (Е.гуцало.) Цепляется листья опавшие, важніє земля на ногах. (В. сосюра.) Пожелтевший смешался с дождем ноябрь. (Л.Первомайський.) Клонится дерево, плодом обременено. (И.франко.)
II. На риге стоял промокший бусол. (Л.Костенко.) Уже весенняя, всезціляюча ливень в грозах омыла отечество мое. (Л.Первомайський.) Утомленные и пожелтевшие, как деды, лежат снега с закрытыми глазами. (Д.павлычко.) Вороны аж чернели на ветвях, присыпанных снегом. (М.старицкий.) Лежат веки, покрытые пылью. (М. рыльский.)
II. Подготовка к восприятию нового материала.
* Прочитать. Определить, какими частями речи (или особыми формами частей речи) являются выделенные слова. Свое мнение обосновать.
Лежачий плуг ржавеет, ленивый человек болеет. Б’бьют не лежачего, а ленивого. На лежащую березу козы скачут. Лежащего хлеба нигде нет. В стоячей воде рыба не такая вкусная. Этот из-под стоячего подошвы випоре. Утомленные года уравновесят сердце. Утомленные трудом руки привыкли к горя и муки. Полотенце, мать’ю дарованный, - то проторенный путь жизни. Подаренный уксус слаще покупаемый мед.Дарованное милее за покупаемое.
Народное творчество.
III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
ИV. Изучение нового материала.
* Работа с учебником.Выполнение упражнения 91 (i, II).Опрацювання теоретического материала (п.7, с. 35-36).
V. Выполнение упражнений на закрепление изученного.
* Прочитать предложение. Определить, какими частями речи (или особыми формами частей речи) являются выделенные слова. Свое мнение обосновать.
И. Чужой ум - то вода, кем наношена. Чужой ум - как наношена вода. Прожитого тобой времени не вернешь, как пролитого молока. Прожитого не вернешь, как пролитого. Опыт приходит к мужчине работающего.Работающий дело знает, а ленивый - дни считает.
Народное творчество.
II. Квитко осінняя, битая слякотью, почему так тяжелое сожалению мне за тобой? (И.франко.) Ой, копыта лошадей и подковами битая тревожная дорога в темных полях! (Л.Первомайський.) Ой полем, полем Килиїмським, и путем битым ордынским, ой там гулял казак Голота. (Нар.творч.)
* Предупредительный диктант. Объяснить, какими частями речи являются выделенные слова. С’выяснить синтаксическую роль этих слов.
И. И печеную рыбу ел бы. И я ученый на хлеб печеный. Сырого не ем, жареного не хочу, вареного не могу. Где две поварихи, там бощ не соленый. Свой борщ несоленый лучше чужого жаркого. С соленогосала не большая слава, разве лосощі. Беда потому неженатому, как горшечные щербатом.
Народное творчество.
ИИ. Так хочется, чтобы песня зазвенела, как сваренная мастерами хорошая сталь. (Д.Луценко.)Соняшничиння на пашне где-нибудь, как руки утопающих, маячит. (І.Доценко.) В этом счастье за все пережитоевозмездие. (Л.Первомайський.) Раненых немцев в нашем госпитале она перев’обязывает. С тоски и печали болят милосердной эти люди чужие. (П.Воронько.) Раненый лежит в снопах, васильками пропах. (Д.Луценко.) Стынут пироги напечены. (А. малышко.)
* Прочитать. Среди выделенных слов указать причастия и прилагательные глагольного происхождения. Указать причастия, перешедшие в существительные.
И. Не предаст слово только то, которому ты дал поющую, смелую душу. (Д.павлычко.) С колыбели нампевчие соки умывали сердце и чело. (Н.стельмах.) Вплоть до цехов Запорожстали пришли цветущие сады. (М.Нагнибіда.) Уже нет цветущей долины, лишь черный иероглиф бадилини. (Л.Костенко.) Друзья, раскроем книги, что каждый из нас полюбил их, как солнца пылающий омут! (П.Усенко.) И ужас меня объял под этим палящим солнцем. (И.франко.) Приди в мой сад, как с солнцем станет прощаться угасающая земля. (Александр Олесь.) Этот мужчина удивленно почувствовал, что смерть свистюча упала не на него. (М. бажан.) И уже я сам, словно пчела летучая, обмазанный в цвета жизни. (А. малышко.) Плакучие ивы не могли сокрушаться, такие были в іволг голоса! (Л.Костенко.) В поля с душистой ладони червонцы осень просіва. (В. сосюра.)
II. Скрипучее дерево стоит, а здоровое уже лежит. Скриплячі дверь долго висят. Спящий пес не укусит зайца. На жгучую крапиву и мороз трескучий. Облако летучая, а дождь бегущую. Не завидуй пчеле, потому что ее мед кусачий. Сбивали спелое, упало зеленое. Бросил свое жареное и побежал за чужой редькой.
Народное творчество.
* Объяснить значение представленных фразеологизмов. Два-три из них ввести в самостоятельно составленных предложений (устно). Какими частями речи (особыми формами являются выделенные слова? Какие из фразеологизмов является калькованими с русского языка? Из чего можно сделать такой вывод?
Відкраяна (отрезана) скиба. Играть с открытыми картами. Голос вопиющего в пустыне. Спящаякрасавица. Не в том’я битый. Ходячие мощи (Ходячая энциклопедия). Правящие круги. Затасканный (избит)выражение. Крылья подрезаны (обузданы). Добрыми намерениями ад вымощено. Идти протоптанной (проторенной) тропой. Ломиться в открытую дверь. Его песня уже закончена. Старая песня, и по-новомуспетая. Карфаген должен быть разрушен.
Из словаря.
Словарь. Калька - слово или выражение, образованные по образцу строения соответствующего по значению слова или выражения другого языка. Например: правящие (вместо господствующие) круга; глас вопиющего (от давньослов’янского вопиющего, вместо одинокого) в пустыне.
*Творческая работа. Представлены народные сравнения ввести в самостоятельно составленных предложений (устно). Указать в них причастия и прилагательные дієприкметникового происхождения.
Красивая, как нарисованная. Гадкая, как обскубана гусь. Стоит, как засватанная. Молчит, как в воду опущенный. Занят, как рабочая пчела. Чистый, как выбранный рис. Стройный, словно молотком выровнен. На обе ноги кованый. Как м