Урок № 11
Тема: Активные и пассивные причастия. Создание активных и пассивных причастий. Правописание гласных и согласных в суфіксах причастий.
Цель: объяснить различие между активными и пассивными причастиями, правила их создания, формировать умение различать активные и пассивные причастия, образовывать их, правильно писать дієприкметникові суффиксы; воспитывать языковое чутье; развивать внимание, логическое мышление, память.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник.
Ход урока
И. Подготовка к восприятию нового материала.
* Работа у доски. Записать предложения, определить в них деепричастия. Из причастий указывает на признак предмета, что он сам выполняет какое-то действие, какой - признак предмета, с которым выполняет определенное действие другой предмет?
Вверху цветет голубизна, усеянная облаками. (В. сосюра.) На блюдца летающие в подсолнухов похожие лица. (Е.гуцало.) Горячие, пожелтевшие от боли стелились листья осенью. (Д.павлычко.) Желтеет тоска двух промерзших листьев, прибитых ветром из чужого сада. (Б.олийнык.) А дрімаючій смереке лесной пожар снится. (Д.павлычко.) Рыжие тропы изъеденные дождями. (Л.Костенко.) Жалуются кому-то обнаженные бахчи. (В. сосюра.) Спит трактор на улице, накрытый дождями и тишиной. (И.драч.) Как соблазнительно рисуется рассвет в тумане над замершей рекой! (П.Воронько.) Перед меня твердой походкой наступающий день. (П. тычина.)
II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
III. Изучение нового материала.
* Работа с учебником.Проработка теоретического материала и таблицы “Активные и пассивные причастия” (п. 6, с. 26-27).
ИV. Выполнение упражнений на закрепление изученного.
* Работа с учебником. Выполнение упражнения 65 (II).
* Объяснительный диктант.Указать деепричастия активные и пассивные. Свое мнение обосновать.
И. Плывет издали пора осенних гроз, барвішають горящие опушки. С сожалением по потерянным летом оборванная листва летит. Прядет прочахлий октябрь волокно и стелит седую марлю над лугами. Дремлют тополя за окном, скарлючені и старые, как дідугани. Восстают против мглы светлячки и далекие горящие звезды. Пожелтевший усталый сентябрь поспешно уплывает за горизонт. Когда весной зацветет трава в горящих серпанках, в степь на курган крутой идет старушка зморена журавка. Слышать горлиц тихую пастораль, дятлов зашифрованную морзянку.
Из произведений Д.Луценка.
II. Любо на Андреевском спуске среди вереницы бурлящей толпы! (А.Камінчук.) Кроют небо взбитые облака. (М.старицкий.) И облако падает крутая на голодный сизое поле. (О.Довгий.) Тихо. Воздух стоит неподвижно, как стоячие воды. (Леся Украинка.) Мелькнула сойка изогнутым крылом. Зев’яла папоротник рыжим таится лисом. (Е.гуцало.) Старая ива и и надела новую рубашку, гаптовану голубизной. (А. малышко.) Калин горящие огни, вы припомнились мне. (П.Усенко.) Ты видишь укрыты снегами степи. (Л.Первомайський.) Уже заря золоторога, где полинами зацвело, кладет на раскаленные пороги свое сивіюче крыло. (В. сосюра.) Осмотреть весь горизонт, Карпат даленіючі горы и тихий южный Дунай! (П.Усенко.) И промозглым холодком в дом зашел притихший ветерок. (Леся Украинка.) А слова твои опасны, как патроны в костре горящей. (Д.павлычко.) Но свой пал я, словно кинжал, здержу дрожащей рукой. (М.Вороний.) И кто повільнодіючу яд в медоточивых ласках розпізна? (М.Чхан.) За горизонтом вигнувсь крутой дугой трассирующих пуль небыстрый вогнепад. (М. бажан.) Погасле костер давно на ветрах холодеет. (Б.олийнык.) Ты посмотри в мои глаза, посмотри! Там весенняя, скресаюча рань. (П.Воронько.) Вновь мы злагіднілі, звеселілі, мир языков так издавна не світлів. (М.Самійленко.) Из сердца вырви сомнение тайком, как будто заржавевший гвоздь. (Д.павлычко.) На опустілому перроне стою опечаленный, один. (В. сосюра.) Все должно быть чистое: от рубашки до помыслов, позбутих суеты. (Б.олийнык.)
V. Изучение нового материала.
* Работа с учебником. Проработка теоретического материала (с. 29).
VИ. Выполнение упражнений на закрепление изученного.
* Распределительный диктант.Активные причастия настоящего и прошедшего времени записать в две колонки.
Сияющий, осунувшийся, стоячий, горящий, озябший, потный, завмираючий, застывший, даленіючий, прокисший, побеждающий.
* От представленных глаголов образовать активные причастия настоящего времени. Суффиксы выделить.
Краснеть, сидеть, читать, помогать, прозябать, бовваніти, скулить, мерзнуть.
* От представленных глаголов образовать активные причастия прошедшего времени. Суффиксы выделить.
Побелеть, зжовкнути, засохнуть, созреть, постареть, загустеть.
* Перепишите, образуя от представленных в скобках глаголов активные причастия. Определить падежи причастий.
И. В моем саду кружит лист (опадать). Багряный лист, (пожелтеть) травы - мелодий осени красота. Дождь одшумів, прошел... Молчат листья (промокнуть). Ой вы, цветы, осіннії цветы, (опоздать) счастья красота! И снег пал лицом (посинеть) к комочков (замерзнуть) земли.
Из произведений Сосюры.
II. Полесье встает в (очаровывать) красе. Когда-то давно я счастье встретил в простенькой (выцвести) платке. Вспахивает плуг (корродировать) патроны. Ты поднимайся в рассвет, как (прорастать) зерно.
Из произведений М.Стельмаха.
Для справок. И. Опавший. Пожелтевшие. Промокшие. Запоздалого. Посиневшим, замерзшей. II. Чаруючій. Выцветшей. Заржавленные. Проростаюче.
VII. Изучение нового материала.
* Работа с учебником.Проработка теоретического материала (с. 30).
VIII. Выполнение упражнений на закрепление.
* От представленных глаголов образовать пассивные причастия. Суффиксы выделить.
Сказать, произнести, принести, помыть, забыть, замесить, сдуть.
* Перепишите, образуя от представленных в скобках глаголов пассивные причастия.
На мгновение с’явился песни (потерять) мотив. (Л.Дмитерко.) Гремят песни, (распевать) разный. (М. бажан.) Смотрю на (обнажить) ветви. Спит малый, и (дописать) тетрадь у него (раскрыть) лежит. Люблю я, когда пыль спадает на копытами (взбить) рожь. (В. сосюра.)
Для справок. Утерян. Обнаженные. Дописан, раскрыт. Сбит.
*Прочитать. Указать авторские неологизмы. Какими частями речи (особыми формами глагола) они есть? Каким способом и от каких слов образованы?
Киев - закаштанений, Киев - омузичений, в песнях желанный, иссеченный в боях. Киев - засофієний, золотоворічений.
А Каминчук.
IX. Изучение нового материала.
* Объяснение учителя.
Существует такая особенность украинского языка - избегать употребления форм активных причастий. Однако это никак не ограничивает возможностей высказывания. Вместо активных причастий с суффиксами -уч- (-апелляционную жалобу- ), -ач- (-яч-) прибегают к описательных конструкций. Это нисколько не нарушает ни стройности и простоты авторской мысли, ни мелодичности ритма.
И наоборот, как портят благозвучие, стройность, простоту и затрудняет произнесение неуклюжие попытки применить несвойственную форму активного причастия! Вот неудачная фраза из одного рассказа: “Нам трудно видеть тебя прикованным и страдающим”. Вместо страдающий здесь можно употребить глагол: “Нам тяжело видеть, как ты страдаешь прикованный”. Часто бывает возможно заменить активный причастие пассивным дієприкметником от того же глагола.
Порой можно наткнуться на такое объявление: “Желающие принять участие в экскурсии должны записаться в профсоюзном комитете”. Поскольку форма активного причастия не свойственна украинскому языку, следует избежать искусственного причастия желающие. Например: “Все, что (,) желающие принять участие в экскурсии...” Можно выразиться по-другому, подыскав подходящий прилагательное: “Желающим принять участие в экскурсии необходимо записаться в проспілковому комитете”.
Относительно тех, кто отдыхает на курортах часто не могут найти толкового аналога русского слова отдіхающий и пишут: “очень скверно организованные развлечения отдыхающих”. В этой фразе нетрудно обойти несвойственный украинском языке активный причастие отдыхающих, что выполняет здесь функцию существительного. Для этого надо принять віддієслівний существительное отдыхающий (“...организованные развлечения отдыхающих”). Можно построить сложное предложение: “...развлечения отдыхающих”.
“В нашем коллективе не должно быть отстающих!” - читаем в районной газете и видим потребность исправить неестественное для украинского языка слово отстающих. Можно принять описательную форму: “В нашем коллективе не должно быть тех, что (,) отстают”, а можно обойтись и без нее, взяв прилагательное отсталый: “В нашем коллективе не должно быть отсталых”.
За Б.Антоненком-Давидовичем.
IX. Выполнение упражнений на закрепление изученного.
* Отредактировать предложения.
Желающие выйти на остановке, вовремя предупреждайте водителя! Кто интересуется увлекательными экскурсиями по Киеву, подойдите к экскурсовода на привокзальной площади. Подготовкой закончивших среднюю школу до поступления в престижные вузы занимается знающий преподаватель математики. (Из объявлений). Присоединяюсь к мнению всех передо мной выступающих. Страдающим от этого несправедливого решения не следует молчать. Переживающий за престиж фирмы работник должен все выполнять качественно и вовремя. (Из выступлений на собрании).
Х. Подведение итогов урока.
ХИ. Домашнее задание. П.6, упражнение 90.