Урок № 11
Тема. Виды простых предложений. Тематическое
тестирование
Цель: закрепить знания учащихся о
виды простых предложений; выяснить уровень усвоения ими указанной теме; развивать
логическое мышление, память, умение использовать полученные знания на практике,
формировать навыки самостоятельной работы.
Тип урока: комбинированный урок
(закрепление знаний и навыков; проверка и учет полученных знаний, умений и
навыков).
Оборудование: учебник, тесты.
ХОД УРОКА
I. Сообщение
темы и цели урока.
II. Воспроизведение
теоретических сведений.
v Беседа.
1) В чем заключается разница между
предложением и словосочетанием?
2) Что называется предложением?
3) Какие основные признаки предложения?
4) На какие типы по цели
высказывания делятся предложения?
5) Какие функции выполняет интонация
предложения?
6) Как делятся предложения по
эмоциональной окраской?
7) Какие предложения называются
простыми?
8) Из чего состоит грамматическая
основа предложения?
9) Какие предложения называются
двоскладними? Приведите примеры.
10) Какие предложения называются
односложными? Приведите примеры обозначена-личного, неозначено-личного,
обобщенно-личного и безличного предложения; пример именительного предложения.
11) Какие предложения называются
непоширеними?
12) Какие предложения называются
неполными? Приведите примеры непоширеного предложения и неполного предложения.
III. Выполнение упражнений на закрепление
изученного.
v Предупредительный диктант.
В каждом из предложений подчеркнуть
грамматическую основу. Сделать синтаксический разбор одного из предложений (устно).
Ветер. Солнце. Беспредельность. «Кобзарь»
на столе (Г. Лубкивский). С народом загравать не надо (Бы. Олейник). Идешь так
до правды, до сути жизни, оплетенный километрами философий (И. Драч). В моем
сердце - скрещение дорог ненависти и любви (Д. Павлычко). Озеро. Літепло. Белая
осмута лилий (И. Лобовик). Тревожным ожиданием онов карбовано нашу любовь (Н.
Залежь).
v Самостоятельная работа.
Сделать синтаксический разбор
одного-двух указанных учителем предложения (письменно).
Вечер. Святошино. Вход в метро.
Вигрітий парапет (Г. Самойленко). И снова мчишься, как метеор, ты. И снова
светящиеся в душе те роскошные натюрморты вдоль дорог на спориші (Л. Костенко).
Циклона уже не над морем. Повсюду спокойствие, солнце, благодать (И. Драч).
IV. Проверка
самостоятельной работы учащихся.
V. Сообщение
способов проверки полученных знаний и сформированных умений и навыков (инструктаж к
тестирования).
VI. Проведение
тестирование.
1. По цели высказывания предложения
делятся на:
а) повествовательные, вопросительные, восклицательные;
б) повествовательные, восклицательные,
побудительные;
в) повествовательные, вопросительные,
побудительные; √
г) вопросительные, побудительные, восклицательные.
Составить и записать вопросительное предложение
(напр.: Что нам здесь нашепчут явор и орешник, луг и тихая речка, лесная тропинка?
(Г. Донец). Какая орда нам достоинство притоптала? (Л. Костенко). Как оценим собственную
малость? (Г. Лубкивский ).
2. По эмоциональной окраской
предложения делятся на:
а) восклицательные и неокличні; √
б) повествовательные и восклицательные;
в) восклицательные и вопросительные;
г) повествовательные и вопросительные.
Составить и записать побудительное
окличне предложения (напр.: ...Правде в глаза смотрите прямо, не одводьте точки зрения
вниз! (В. Симоненко). Обязательно, друг мой, вклады, вклады словарь Гринченко!
(О. Ющенко). Ох, не поучайте молодых! (Л. Костенко)) или розповідне окличне
предложение (напр.: Мы проснулись! И не верим, что были мы как царство сонное! (С.
Пушик). Жить порой трудно, но как же хорошо! (И. Светличный). Я так люблю этот
вековечный сумм, огненный и коричневый цвет листьев! (М. Рубан). Какие неуютные и
печальные все коммунальные квартиры! (Л. Талалай)).
3. По составу грамматической основы
предложения делятся на:
а) полные и неполные;
б) простые и сложные;
в) двусоставные и односоставные; √
г) распространенные и непощирені.
Составить и записать обозначена-личностный
предложения, подчеркнуть в нем грамматическую основу (напр.: Лечу, как будто и аист,
смотрю радостно кругом... (В. Сосюра). В снах летаем и молодіємо. (М.
Самойленко). Выгляжу, надеюсь, зову, слепо верю в чудо из чудес... (Есть.
Гуцало)) или неозначено-личное предложение (напр.: За воду не благодарят и денег не
платят (Род. творческим.). Поэм не вилежують в пижамных лежаннях (Г. Самойленко)).
4. Нераспространенное предложение - это предложение:
а) грамматическая основа которого
состоит из одного главного члена предложения (подлежащего или сказуемого);
б) которое состоит только из
главных членов предложения; √
в) в котором имеется только одна
грамматическая основа;
г) в котором опущен один или несколько
членов предложения, которые легко установить из предыдущего предложения или ситуации
вещание.
Составить и записать побудительное,
окличне, нераспространенное предложение (напр.: Ты вслушайся!). Записать это же предложение,
распространив его (Ты внимательно вслушайся в осенний шепот рощи!). В обоих предложениях -
распространенном и непоширеному - подчеркнуть все члены предложения.
5. Односкладним безличным
предложение есть такое:
а) Не надейся, Грицю, на ерунду!
(Род. творческим.);
б) «Не хочу» и «не могу» - то родные
братья (Род. творческим.);
в) Врать - не цепом махать (Род.
творческим.);
г) Нет леса без калины, а села
без болота (Род. творческим.). √
Составить безличное предложение. Записать
его, подчеркнуть грамматическую основу (напр.: Провістило журавлиный перелет.
Розтулило жаждущие клювики почек... (Б. Олейник). Цвело. Родило нам и для
птичек. И мрілось, и думалось молодечо (М.Самійленко). Мелодию разлито среди
хлебов, среди шелковых трав (Л. Тендюк). Можно жить, а можно существовать... (В.
Симоненко)).
6. Неполным предложением есть такое:
а) Мы хоть бедные, но достойные (Род.
творческим.);
б) Бедному всегда ветер в глаза (Род.
творческим.); √
в) Бедность не порок (Род. творческим);
г) Бедняцкая девственность лучше
барского злота (Род. творческим.). Составить и записать неполное предложение, подчеркнуть
в нем все члены предложения (напр.: Где-то над Феодосией - солнце. Над Ірпінню - облако
грозовая (Г. Донец). Щепками синих молний - петрив батиг между кустами (Г.
Самойленко). Переступит хотел лужу. А из нее - синие небеса (П.Біба). Тарпінню
- край! (М. Самойленко)).
VII. Ответы учителя на вопросы
учащихся (после того как тестовые задание выполнено).
VIII. Подведение
итогов урока.
IX. Домашнее
задачи.
Упражнение 236.