Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС
План-конспекты уроков

Урок № 10

Тема. Виды простых предложений

 

Цель: повторить и обобщить знания учащихся о делении предложений на двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, а также предложения, осложненные обращениями, вставными словами (словосочетаниями), словами-предложениями и междометиями.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Анализ материала с целью обобщение изученного.

v Работа с учебником.

Проработка теоретического материала (деление предложений на простые и сложные, двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные; виды предложений по цели высказывания и интонацией).

III. Выполнение упражнений на применение обобщающих правил.

v Предупредительный диктант.

Определить вид каждого из предложений по целью высказывания и интонацией. Прочитать предложения, правильно их інтонуючи. Указать сложные предложения. Указать предложения, осложненные обращениями, объяснить знаки препинания в них.

Гримотять литавры. Знамена горят. Ген высокое солнце озаряет путь. А попід горою яром-долиною казаки славные в поход идут. Слава их ждет, смерть на них претендует - все это будет потом, в клекоті боев. Ну-ка, братья, песню! Эй, кобзарю, где ты? Вшкваримо, чтобы гук наш до небес взлетел! (М. Олейник)

Осень записалась в рэкетиры... Только червінним золотом берет. Что ей ваши офисы и квартиры? Осень трясет кошельки деревьев! А когда склонялась над мольбертом, акварель разводила дождем. Осень милая, ты же была поэтом! Припомню, а на сердце щемящая боль... Столько сокровищ раздала без грусти, хоть сама ходила босиком! О моя запроданко, рекрутко, рекетирко! Ты мне оставь! (Г. Хмилевский )

v Работа с учебником.

1) Проработка теоретического материала (с. 108, интонирование различных по цели высказывания предложений).

2) Устное выполнение упражнения 230.

v Объяснительный диктант.

Указать предложения простые и сложные, среди простых - двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

В детстве - белый снег. В юношестве - чистый смех. В детстве - воскресенье. В юношестве - надежда (А. Письменков), Жизнь прекрасное даже и тогда, как ты по горло в ледяной воде (П. Биба). Из всех дорог - мне горит одна. Из всех песен - во мне живет единственная. Единственная спасительная соломинка - вовек корень родительский, человеко (А. Шевченко). Приходит прозрение, сильнее от смерти и любви: осталась нам Украина в народных песнях и еще в незнищенному, вечном гениев слове (В. Баранов). За что умирать еще, как не за Украину?! А кто за нее умер - сразу умер за все! (М. Самойленко). Вечно будет история учить, что дорога к правде - крутая. У победы родителей - не счесть. А поражение - всегда сирота (П. Сыченко). ...Приходил князь. Хотел крестить киевлян. Но была уже мертва вода (О. Пахлевская).

v Работа с учебником.

Проработка теоретического материала (интонирование предложений, осложненных обращениями и вставными словами).

v Диктант с комментированием.

Указать предложения, осложненные обращениями, вставными словами, словами-предложениями и междометиями. Прочитать предложения, правильно их інтонуючи. Определить вид каждого предложения по цели высказывания и интонацией. Подчеркнув в каждом из предложения грамматическую основу, указать предложения простые и сложные. Какие из предложений являются двоскладними, - односложными?

От нас так много зависит, мой брат. Мы выбрали свой путь. Только время и Отечество не властны выбрать (С. Борщевский). Не такая, к сожалению, дорога выпала... (В. Забаштанский). О, как то тяжело ходить тем путем, где люди все кажутся стадом... (Леся Украинка). Вероятно, колючей будет дорога... А пригорнутись нет к чему. Душу к прозябание не приневолюй! На Украину! Домой, домой! (М. Самойленко). То что же нам - умереть? На кого же тогда покинем это небо и путь, эти степи, эти тополя в январе? Языков лики святых, проступают на чистой воде Шевченко думы. И с ними мы будем вечны! (В. Баранов). Так! Я буду сквозь слезы смеяться! (Леся Украинка). Нет, нет! Не стишу рвійних шагов и не заллюсь слезами я! ...В гайдамацкая кровь моя! (П. Василенко). Так, самые страшные на свете из потерь - потеря Любви и потеря Надежды (В. Витт). Наработанная родительская хато, жжение и счастье зерна! Да, нас в Отечества много! Пусть каждому светит она! (М. Каменюк).

v Работа у доски.

Записать предложения, подчеркнуть в них члены предложения. Сделать полный синтаксический разбор одного из предложений (устно).

И неповторимость каждой минуты ищет путь от боли до жемчужины (Л. Костенко). Слова прощального привета уже осень пишет на листьях, прив'ялу цветок, еще не покрытую, покрывает золотом в кустах (О. Журлыва). Тебе, народное слово, в славе и цвету сам Бог велел побеждать и жить! (В. Соколов).

v Работа с учебником.

Проработка теоретического материала (интонирование предложений с однородными членами).

v Учебный диктант.

Указать предложения, осложненные однородными и обособленными членами предложения. Прочитать предложения, правильно их інтонуючи.

Нераздельная человеческая семья, наша язык и наша кровь. И единственной моей Украине - нераздельная моя любовь (Л. Полтава). Первое слово - Мама, второе - Украина, так учился разговаривать я, маленький ребенок. Каждое слово пахнет, словно листик мяты, и, как цветок из каравая, пахнет слово Мать (Д. Павлычко). На соняху - вплоть поруділі - шмели под вечер тоже примолкли, однако оставаясь при деле... Я оставлю по себе то, что и другие... А, кроме того, может, тетрадь стихов (М. Самойленко). Блажен, кто сеет в народе зерно, лучше всего на земли, зерно любви, братства, согласия в общине, в доме и семье (О. Конисский).

v Работа с учебником.

Выполнение упражнения 241 (устно).

v Учебный диктант.

Рассказать о видах предложений по цели высказывания и интонацией, иллюстрируя свой рассказ примерами из текста. Определить стиль текста, свое мнение обосновать. Встречаются восклицательные предложения в текстах научного и делового стилей? Насколько распространены они в текстах художественного и публицистического стилей? Почему?

Убиймо в себе малость! Ежедневно, ежеминутно втовкмачуймо в свое сознание идею первенства человеческой свободы! Без признание личной независимости гибнет нация. Или же наша вина, что в седую древности отказались предки наши от короны, признав верховенство византийского патриарха? Или же виноваты мы, что, потеряв княжескую власть, предки наши не сумели создать в себе понятие государства? Что витворилося в нас рабское стремление чужой коронованной власти?

Подай нам, Господи, силу отстоять высоту своего духа! Не дай злінивитися и в лінивстві змаліти, высуши уста наши жаждой свободы, отбери у нас рабскую готовность выбирать между волей и неволей!.. В міцни нас, Всевышний, государственностью ума! (110 слов) (По Г. Іваничуком)

ИV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задачи.

§ 12, упражнение 242.