I СЕМЕСТР
УРОК 10
Тема. Мы считаем. Игра «Что и сколько у меня в пенале». Отдельные грамматические формы предлогов (без терминов): у, в, к, от
Цель: познакомить учащихся с названиями чисел первого десятка; развивать связную речь учащихся; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 10.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Сообщение темы и задач урока
— Если вы отгадаете загадку, то сможете узнать тему нашего урока.
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете! (Цифры)
— Вы догадались, что это за «братишки»?
III. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Знакомство с названиями чисел
Комментарий: учащиеся проговаривают названия чисел 1 — 10, 10 — 1 сначала на украинском, а потом — на русском языке.
2. Игра «Назови число»
Комментарий: учитель показывает карточку с цифрой, учащиеся произносят название этого числа на русском языке.
3. Дидактическая игра «Весёлая математика»
• — Сколько бубликов в мешок
Положил ты, петушок?
— Два, но дедушке дадим,
И останется... (1).
• Ранним утром солнце всходит.
Сколько солнц над полем бродит? (1)
• Вечером встаёт луна,
Сколько в небе лун? (1)
• Четыре зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчёлы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успело?(2)
• Стоит горка крутая,
На ней тыква большая,
А пониже тоже,
Три тыквы помоложе.
Сколько тыкв всего у нас. (4)
• Пятеро гусят у реки стоят.
Трое серых. Сколько белых? (2)
• У куклы пять нарядных платьев.
Какое нынче надевать ей?
Есть у меня для куклы шерсть.
Свяжу, и платьев будет... (6).
• Восемь храбрых малышей
Переходят вброд ручей.
Один отстал: «И я хочу!»
Сколько их пришло к ручью? (9)
4. Разучивание стихотворения
Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила,
Сказала со смехом соседке синица:
«Стать самой скрипучей сорока стремится!»
— Что интересного в этом стихотворении? (Все слова начинаются с буквы «с».)
5. дидактическая игра «назови и запомни»
— Восемь — у дороги,
Девять — на лугу.
— Что ты, Дождь, считаешь,
Может, помогу?
— Две, под старой елью,
Возле стога шесть.
— Что ты, Дождь, считаешь
Да не можешь счесть?
— Тороплюсь ромашки
Все пересчитать,
Десять — на опушке,
Под осиной — пять.
Ну как просчитаюсь,
Долго ль до беды!
Вдруг на всех не хватит
У меня воды!
— Названия каких чисел прозвучали в стихотворении?
6. Работа с пословицами
— Как вы понимаете пословицы?
• Один в поле не воин.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Семь раз отмерь, один — отрежь.
7. Физкультминутка (по выбору учителя)
8. Работа со скороговоркой
Шесть мышат в камышах шуршат.
— Какой звук повторяется?
IV. Закрепление изученного материала
1. Разгадывание ребусов
по2л (подвал)
(восемь)
виЗна (витрина)
40а (сорока)
сЗж (стриж)
100л (стол)
2. Дидактическая игра «не пропусти»
— Послушайте стихотворение. Постарайтесь распознать слова — названия чисел. Как только услышите такое слово, хлопайте в ладоши.
Пошёл Серёжа в первый класс,
С Серёжей не шути!
Считать умеет он у нас
Почти до десяти!
— Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь — на пари! —
Я доказать смогу всегда,
Что их не два, а три?
Считаем вместе: вот один,
А вот и два,— закончил сын,—
Как раз и будет три!
— Вот молодец! — сказал отец.—
И в самом деле три!
И потому я два возьму,
А третий ты бери!
— Можно ли назвать стихотворение шуточным? Почему вы так думаете?
V. Итог урока
— Что нового узнали на уроке?
— С какими словами познакомились?