Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ

 

Урок 9

Тема. Экскурсия на пришкольную участок. Наблюдения за осенними изменениями в живой и неживой природе

 

Цель: дать учащимся первоначальное понятие о явлениях природы, сезонные явления; провести наблюдения за изменениями в неживой природе; учить находить признаки различия растений осенью по сравнению с летом; продолжить формирование понятий «неживая природа», «живая природа»; учить наблюдения за поведением животных; продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя; формировать представление о экологические связи и зависимости явлений и объектов живой природы; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Рекомендации. Первую экскурсию в природу необходимо провести в сентябре, выбрав солнечный день. Ученики еще хорошо помнят о летнюю пору, что будет способствовать проведению беседы на высоком эмоциональном уровне.

ХОД ЭКСКУРСИИ

- Сегодня у нас необычный урок. Да, именно урок, хотя и на природе. Оглянитесь вокруг! какое великолепие красок нас окружает! Хочу выразить свои чувства словами Марии Хоросницької.

ОСЕНЬ

Нарядилась осень

В дорогое ожерелье,

Золотые волосы

Расплела над городом.

Цветные краски

Вынула из кармана

И рисует осень

Желтым по зеленой.

Догадаться можно

В парке по деревьям:

Есть красная краска

В нее и розовая.

Еще и разных оттенков

Множество осень имеет,

А стройные ели

Стороной обходит.

Ей не жалко краски

И времени ни минуты -

Колются невежливые

Сосны и ели.

- О которую пору пишет поэтесса?

- Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение.

- Что такое явления природы? (Все изменения, происходящие в природе.)

- Что называется сезонными явлениями? (Природные явления, связанные со сменой времен года)

- Назовите все то, что относится к природе. (Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т.д)

Дети могут называть объекты, сделанные руками человека (дом, машина, водопровод), или называть растения (береза, сирень, горец, одуванчик и др.) Учитель дает возможность всем высказаться, а потом подводит итог.

- Как много вы назвали предметов, но вы забыли, что природа не сделана руками человека. Предлагаю исправить ошибки и назвать объекты природы. (Облака, небо, солнце, растения, животные)

- То, что вы назвали, можно разделить на две группы. Назовите их. (Неживая и живая природа)

- Я загадаю загадки, а вы, не называя відгадок, скажите, о какой природе в них идет речь.

• Не зверь, а воет. (Ветер)

• Шел долговязый, и в землю увяз. (Дождь)

• Без огня горит. (Солнце)

Возможно, загадки покажутся простыми, но детям нужно не только найти ответ на них по определенным признакам, но и определить, что это - живое или неживое, а учитель логично начнет беседу о признаках осени в неживой природе.

- Итак, в этих загадках упоминается неживая природа - ветер, дождь, солнце.

- Подставьте свои щечки к солнышку. Что вы чувствуете? (Тепло)

- Вспомните, как мы чувствовали солнышко летом? (Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.)

- Какое положение занимало солнце на небе летом? (Оно было высокое.)

- Как расположено сегодня? (Ниже, поэтому и греет слабо.)

Кто-то открыл на небе душ,

Полно на земле луж.

И на нас водица льется.

Как это явление зовется? (Дождь)

- Что это? (Дождь)

- Два дня назад «небо продірявилося» и прошел первый осенний дождь. Сравните с длительностью и температурой летний и осенний дожди. (Осенью он длинный и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару.)

- Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?

С небосвода, из-за дубравы,

Вышли волы чорноброві:

Принесли водицы дзбан,

Полили и лес, и поле. (Облака)

- Что это? (Мы видим облака.)

- Часто плыли облака по летнему небу? (Нет, редко.)

- Кого они вам напоминают? (Поставленный вопрос требует ответа об объектах живой природы, которые отвечают на вопрос кто?, однако дети обычно называют предметы, которые они видят в этот момент. Учитель выслушивает ответы, а потом уточняет признаки живых объектов природы.)

- О какой объект неживой природы мы еще не говорили? Послушайте подсказку.

Летит конек, басує.

Полем-долем пустует.

Никто его не поймает

И никто не обуздает.

- Да, это вітер. если он дует сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в реке, то она рябит. Поэтому его называют озорником. (Во время отгадывания загадок необходимо требовать от детей приводить признаки, по которым они находят ответа.)

- Сделаем вывод, какие изменения происходят в неживой природе осенью? (Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.)

- А сейчас поиграем! я буду читать загадки о природе. Кто догадается, о ком они, тот должен бежать к своей отгадки.

Стоят в поле сестрицы, платьица белые, шапочки зеленые.

Ребенок бежит к березе и называет признаки, по которым отгадала (белый ствол, листья зеленые).

Не съест ту ягодку человек,

Горькая и невкусная... (рябина).

Ребенок отвечает, что это рябина; признак - красные плоды; они горькие, поэтому люди их не едят.

Что же это за девица?

Не швея, не майстриця,

Зимой и летом - одним цветом.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Ребенок отвечает, что это ель; признак - иглы, которые являются листьями; они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое.

Часто дети используют названия растений, свойственные живой речи. Они считают, что елка и ель - две разные растения. Поэтому учитель должен приводить научные названия природных объектов. Рассматривая дерева, необходимо обращать внимание детей на красоту внешнего вида растения, окраска ствола и листьев, форму листовых пластинок, доступную для понимания детей этого возраста (т., линейная, треугольная, ромбическая), то есть стремиться к эстетическому восприятию природных объектов.

- Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете прытко! Итак, вы назвали: береза, рябина, ялина. каким общим словом их можно определить? (Деревья)

- Какой одинаковый признак вы увидели? (Один главный ствол)

- Слушайте внимательно следующую загадку.

Как была молодая - была белая,

А как постарела - то покраснела.

Ребенок отвечает, что это калина; весной она цвела белым цветом, а сейчас на ней висят красные плоды.

Красная кожушинка, внутри витаминка. (Шиповник)

Ребенок отвечает, что это шиповник; у нее сейчас красные плоды, а на стебельках - острые шпильки.

- Каким общим словом назовем калину, шиповник? (Кусты, потому что у них несколько стеблей растут из земли.)

- Сейчас будем собирать листочки, упавшие с растений. Посмотрите на их окраску, форму, выемки по краям пластинки. Старайтесь выбрать, по вашему мнению, самые красивые из них. Мы положим листья в газеты, а затем - в гербарну папку и засушимо. На следующих уроках поиграем в игру «С какого растения эти листочки». Согласны? Тогда к работе!

Важно заложить хорошо розпрямлене листья, чтобы потом сделать красочное панно или гербарные образцы. Папку для гербаризації можно сделать из плотного картона или фанеры. Эту работу можно выполнить в классе, собрав листья в букеты, а потом отобрать лучшие.

В таком случае целесообразно собирать в конце экскурсии, поскольку листья будет мешать дальнейшей работе.

- Сейчас проверим, кто из вас найспостережливіший. Из какого дерева больше всего упало листочков? (Ориентировочная ответ: «Я не знаю, как называется дерево, но на нем висят “парашюты”».)

- Это плоды интересной формы, мы их тоже соберем в гербарий. Растение называется клен американский. Вам известен клен с пальчатими листочками. Найдите их! Посмотрите на них внимательно - и вы увидите признаки отличия.

- Во время следующих наших наблюдений мы выясним, какое растение последней сбросит листя. как называется это явление природы? (Ноябрь)

НОЯБРЬ

Осень, осень, ноябрь,

Желтые листья стелет сад,

За моря, в края далекие

Улетели аисты уже.

Тучи небо затянули,

Дует ветер из-за горы,

Ходит осень листопадом,

Желтые листья стелет садом.

А. Житкевич

Признак ноября подчеркивает поэт?

►► Фізультхвилинка

- А сейчас поиграем! Представьте, что вы листочки. Когда я скажу, что дует ветер, вы будете бегать, а когда скажу: «Тихо» - вы остановитесь.

►► Рисование на асфальте осенних деревьев

- А как изменилась жизнь людей с наступлением осени? (Одеваемся теплее, в садах и огородах, на полях собирают урожай.)

- Да, правильно! Почему листья осенью опадают? (Ответы детей.)

- Дети, дело в том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля длительное время сохраняет влагу растаявшего. Опавшие листья - не мусор: оно очень нужно грунту и растениям. Осенью растения, готовясь к зиме, не только сбрасывают листья, но и прекращают рост и цветение. Они также готовятся не только к зиме, но и к будущей весне, закладываются почки на ветвях деревьев и кустов, у многих травянистых растений образуются бутоны, из которых весной появятся листья, цветы.

А теперь нарисуйте цветными мелками на асфальте осенние деревья. Покажите всю красоту осенней природы. (Рисуют в группах, по желанию детей. В конце выбирают лучший рисунок.)

- Приблизьтесь к кустику бузку. я вижу на нем живые существа. Кто притаился среди листочков? (Я вижу бабочку и кого-то, похожего на осу.)

- Это цветочная муха. В отличие от бабочки у нее два крылышка. Что видно еще на их теле? (Усики, ножки, красивая расцветка.)

- Каким общим словом назовем этих животных? (Это насекомые)

- А теперь понаблюдаем за странным животным. Что она делает? Посмотрите внимательно в лупу! (Паук плетет паутину.)

- Зачем он это делает? (У него ловит мух, маленьких жучков, бабочек, а потом их ест.)

- К какой природе относятся увиденные нами животные? (Это живая природа. Они двигаются, едят, плетут паутину или сооружают домики.)

- Присмотритесь к зеленой травки. Кто там прыгает?

Маленький мальчик в серой свитинці

По дворам прыгает, крошки собирает.

Ребенок отвечает: воробей; он покрыт серым оперением, живущая во дворе рядом с человеком.

- Назовите признаки, которые хорошо заметны в воробья. (Два крыла, две конечности с пальцами, маленькая головка с клювом и двумя глазами, на конце тела - хвост.)

- Что он делает? (Клюет семена травы.)

- Растение называют горец птичий, или птичья гречишка том, что многие птицы любят полакомиться его семенами.

- Почему мы не слышим соловья? Куда он исчез? (С похолоданием птицы поселяются ближе к жилью человека, а некоторые улетают в теплые края.)

- С чем связан отлет пернатых птиц? (Он связан с температурой воздуха: с похолоданием некоторые насекомые погибают, другие забираются под кору, корни деревьев, опавшие листья, мох. Птицы остаются без корма, поэтому они переселяются в теплые края.)

- Как другие животные приспосабливаются к неблагоприятным условиям внешней среды? (С наступлением зимы одни животные впадают в спячку (медведь, еж, лягушка, жаба), другие переселяются туда, где находят себе питание (кочующие птицы, лоси, олени), третьи запасают корм (грызуны). С наступлением зимы у зайца, белки изменяется окраска, вырастает теплая светлая шерсть (мех).)

- Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу. Сколько различных признаков вы увидели в неживой и живой природе! Когда будете возвращаться из школы домой или пойдете гулять с друзьями, старайтесь понаблюдать за облаками, за листьями, падает, за птицами, которые улетают в теплые края, по последним насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листьев и многое другое, чем богата родная природа. На следующих уроках вы расскажете обо всем, что увидите и услышите в природном окружении. Напоследок послушайте стихотворение Екатерины Перелісної.

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

В парках и садах

На дорожки и травы

Падают листочки

Буро-золотистые.

 

Где не глянь, вокруг

Цветистый ковер,

Виты полуголые,

Небо синее чистое.

 

Суеты нет,

Тишина и прохлада.

Осень золотая

Тихо-нежно ходит.

- Грустим мы о лете? (Конечно, но его уже не вернешь. Наступила осень.)

- О каких изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

- Какие изменения в живой природе происходят с наступлением осени?

- Что нового узнали о природе?

►► Игра «Я - диктор»

- Сейчас я буду диктором: расскажу вам о погоде осенью, а вы должны отгадать, когда такая погода бывает - в начале осени или в конце.

1) Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная, теплая погода. Легкий ветерок покачивает ветви деревьев, небо безоблачное. В течение всего дня на дождь не ожидают. Температура воздуха - 10-12 градусов тепла.

2) Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура 2-3 градуса тепла.

(Первое - о сентябрь, раннюю осень, второе - про октябрь-ноябрь, осень.)

- Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний чудесный уголок природы. Что вы узнали? Что вас поразило? Что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома все это нарисовать. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, а на следующем уроке мы их послушаем.