Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ

 

Урок 8

Тема. Наблюдения и опыты. Практическая работа. Исследования мелких деталей предметов с помощью лупы

 

Цель: дать учащимся представление о наблюдения и опыты как методы изучения природы; учить проводить опыты и наблюдения; закреплять знание и использование термина «органы чувств»; учить проводить опыты и наблюдения с целью определения признаков предмета; развивать наблюдательность и внимание; воспитывать коллективизм.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы продолжим экспериментировать, наблюдать и исследовать.

 

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя

- Чтобы знать природу, нужно наблюдать за предметами, явлениями природы. В природе постоянно происходят различные изменения: восходит и заходит солнце, идет дождь, растут деревья, летит птица. Эти изменения называются явлениями природы. Существа живого и предметы неживой природы, за которыми вы будете наблюдать, называются предметами наблюдения.

2. Ознакомление с основными правилами наблюдения

- Будете наблюдать за явлениями природы вы утром, когда пойдете в школу.

Разверните дневники наблюдения (учитель пользуется календарем погоды).

Явления природы обозначают специальными условными обозначениями. (Учитель показывает, дети хором называют.)

- Отметьте сегодняшнюю погоду: состояние неба, осадки, ветер.

Наблюдайте не только за явлениями, но и за предметами живой и неживой природы, находите в природе интересности, підмічайте, кому нужно помочь, которую полезное дело следует сделать в окружающей среде.

- Як проводят наблюдения? (С помощью собственных органов чувств и специальных приборов.)

- Какими должны быть наблюдатели? Конечно, умными, терпеливыми, внимательными, точными, аккуратными. И поэтому учитесь быть такими. какие именно приборы вам помогут наблюдать? (Термометры, лупа, рулетка, компас и т.д.)

3. Практическая работа. Исследования мелких деталей предметов с помощью лупы

- Сегодня мы ознакомимся с лупой.

Перхоть или, как ее еще называют, увеличительное стекло, является одним из наиболее простых приборов, с помощью которых человек расширяет возможности своего зрения.

Видеть лупу и пользоваться ею приходилось, вероятно, многим из вас. Помещая лупу между глазом и предметом, вы видите этот предмет в увеличенном виде, получая возможность разглядеть такие детали предмета, которые незаметны невооруженному глазу.

Лупа дает человеку большую пользу. ее постоянно используют в своей работе часовщики, мастера, которые имеют дело с различными мелкими механизмами, а также работники многих других профессий. Пользования лупой значительно облегчает их труд, увеличивает производительность и повышает качество.

Учитель предлагает ученикам рассмотреть сквозь лупу буквы в книге, кожу на руке, края листочков растений.

4. Повторение правил безопасности во время проведения опытов

5. Проведение опытов. Работа в парах

Рекомендации. Для первого опыта понадобятся пакетики с чаем (мятным, лимонным, клубничным). Раздаточным материалом могут быть пакетики с листьями смородины, укропа, мяты, дольками чеснока, зернами кофе.

Для второго опыта используют одноразовые стаканчики с разными соками (яблочным, томатным, морковным). Можно использовать минеральную воду, зеленый чай.

Для третьего опыта следует подготовить чисто вымытые баночки с крупной солью, сахарным песком, крахмалом, мукой, маленькие одноразовые ложечки и тарелочки.

►► Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Обсуждение результатов проведенных опытов

Подводя итоги первого опыта, школьники рассказывают о предметах, которые им удалось опознать по запаху.

Вывод. Нос - орган обоняния.

Третий опыт интересен тем, что для определения веществ нужно использовать два органы чувств. Так, например, мука и крахмал можно отличить от сахара и соли с завязанными глазами на ощупь, а сахарный песок - от крупной соли, крахмал от муки можно отличить и по вкусу.

Затем дети рассказывают о ходе проведения второго опыта.

- Какие напитки вам удалось определить?

Вывод. язык - орган вкуса.

2. Игра «Источник звука»

Дети закрывают глаза и пытаются определить источник звука. Учитель открывает и закрывает двери, хлопает в ладоши, переливает воду из стакана в стакан и т.д.

- Какой орган чувств вам помог? (Уши)

- Как называется это чувство? (Слух)

3. Выполнение практических заданий

- Найдите предметы, которые увеличивают изображения, которые воспринимаются глазом.

 

 

- Выберите, какие звуки может услышать человеческое ухо.

 

 

 

- Яки запахи может почувствовать человеческий нос?

 

image14

 

V. Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Назовите органы чувств.

- Для чего нужно наблюдать?

- Какие предметы помогают нам наблюдать?

- Чем наблюдение отличается от эксперимента? (Наблюдение происходит на расстоянии, без личного контакта, а опыт люди проводят сами.)