МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ
Урок 8
Тема. Наблюдения и опыты. Практическая работа. Исследования мелких деталей предметов с помощью лупы
Цель: дать учащимся представление о наблюдения и опыты как методы изучения природы; учить проводить опыты и наблюдения; закреплять знание и использование термина «органы чувств»; учить проводить опыты и наблюдения с целью определения признаков предмета; развивать наблюдательность и внимание; воспитывать коллективизм.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы продолжим экспериментировать, наблюдать и исследовать.
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя
- Чтобы знать природу, нужно наблюдать за предметами, явлениями природы. В природе постоянно происходят различные изменения: восходит и заходит солнце, идет дождь, растут деревья, летит птица. Эти изменения называются явлениями природы. Существа живого и предметы неживой природы, за которыми вы будете наблюдать, называются предметами наблюдения.
2. Ознакомление с основными правилами наблюдения
- Будете наблюдать за явлениями природы вы утром, когда пойдете в школу.
Разверните дневники наблюдения (учитель пользуется календарем погоды).
Явления природы обозначают специальными условными обозначениями. (Учитель показывает, дети хором называют.)
- Отметьте сегодняшнюю погоду: состояние неба, осадки, ветер.
Наблюдайте не только за явлениями, но и за предметами живой и неживой природы, находите в природе интересности, підмічайте, кому нужно помочь, которую полезное дело следует сделать в окружающей среде.
- Як проводят наблюдения? (С помощью собственных органов чувств и специальных приборов.)
- Какими должны быть наблюдатели? Конечно, умными, терпеливыми, внимательными, точными, аккуратными. И поэтому учитесь быть такими. какие именно приборы вам помогут наблюдать? (Термометры, лупа, рулетка, компас и т.д.)
3. Практическая работа. Исследования мелких деталей предметов с помощью лупы
- Сегодня мы ознакомимся с лупой.
Перхоть или, как ее еще называют, увеличительное стекло, является одним из наиболее простых приборов, с помощью которых человек расширяет возможности своего зрения.
Видеть лупу и пользоваться ею приходилось, вероятно, многим из вас. Помещая лупу между глазом и предметом, вы видите этот предмет в увеличенном виде, получая возможность разглядеть такие детали предмета, которые незаметны невооруженному глазу.
Лупа дает человеку большую пользу. ее постоянно используют в своей работе часовщики, мастера, которые имеют дело с различными мелкими механизмами, а также работники многих других профессий. Пользования лупой значительно облегчает их труд, увеличивает производительность и повышает качество.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть сквозь лупу буквы в книге, кожу на руке, края листочков растений.
4. Повторение правил безопасности во время проведения опытов
5. Проведение опытов. Работа в парах
Рекомендации. Для первого опыта понадобятся пакетики с чаем (мятным, лимонным, клубничным). Раздаточным материалом могут быть пакетики с листьями смородины, укропа, мяты, дольками чеснока, зернами кофе.
Для второго опыта используют одноразовые стаканчики с разными соками (яблочным, томатным, морковным). Можно использовать минеральную воду, зеленый чай.
Для третьего опыта следует подготовить чисто вымытые баночки с крупной солью, сахарным песком, крахмалом, мукой, маленькие одноразовые ложечки и тарелочки.
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Обсуждение результатов проведенных опытов
Подводя итоги первого опыта, школьники рассказывают о предметах, которые им удалось опознать по запаху.
Вывод. Нос - орган обоняния.
Третий опыт интересен тем, что для определения веществ нужно использовать два органы чувств. Так, например, мука и крахмал можно отличить от сахара и соли с завязанными глазами на ощупь, а сахарный песок - от крупной соли, крахмал от муки можно отличить и по вкусу.
Затем дети рассказывают о ходе проведения второго опыта.
- Какие напитки вам удалось определить?
Вывод. язык - орган вкуса.
2. Игра «Источник звука»
Дети закрывают глаза и пытаются определить источник звука. Учитель открывает и закрывает двери, хлопает в ладоши, переливает воду из стакана в стакан и т.д.
- Какой орган чувств вам помог? (Уши)
- Как называется это чувство? (Слух)
3. Выполнение практических заданий
- Найдите предметы, которые увеличивают изображения, которые воспринимаются глазом.
- Выберите, какие звуки может услышать человеческое ухо.
- Яки запахи может почувствовать человеческий нос?
V. Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Назовите органы чувств.
- Для чего нужно наблюдать?
- Какие предметы помогают нам наблюдать?
- Чем наблюдение отличается от эксперимента? (Наблюдение происходит на расстоянии, без личного контакта, а опыт люди проводят сами.)