МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ
Урок 10
Тема. Природные и рукотворные объекты (тела)
Цель: дать общую классификацию объектов окружающего мира, формируя целостное представление о нем; учить приводить примеры объектов живой и неживой природы и объектов, созданных руками человека; закреплять навыки группировать объекты неживой и живой природы и рукотворные объекты по существенным признакам; воспитывать бережное отношение к природе и вещей, созданных человеком.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
►► Игра «Я знаю три названия...»
Учитель бросает мяч ученикам и предлагает назвать представителей живой природы.
Например:
• лиственные деревья;
• птицы;
• насекомые и т.д.
- Кроме растений, животных, грибов, нас окружает множество других предметов. Сегодня на уроке мы научимся ориентироваться в этом многообразии.
III. Изучение нового материала
1. Ознакомление с природными и рукотворными объектами
- На уроках мы изучаем природу. А что такое природа? Выгляните в окно. Что вы там видите? (Солнце, небо, деревья и др.)
- Лес и река, небо и воздух, вода, дождь, снег, птицы, звери и растения - все это природа. Не принадлежит к природе лишь то, что сделано руками человека.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Ветер в поле повіва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы, мир красоты,
Человек и погода -
Все это вокруг... (природа).
- Как вы считаете, на какие две группы можно разделить предметы, что окружают нас?
2. Работа по рисункам
- Назовите и распределите предметы, изображенные на рисунке, на две группы.
Дополните каждую группу своим примером.
Природные объекты Рукотворные объекты
3. Упражнение «Микрофон»
- Продолжите список, начатый художником. (Дети называют то, что создано руками человека: дома, машины, мебель, школьные принадлежности и т.д.)
- На протяжении всей истории человечества руками и умом людей было создано огромное количество разнообразных вещей, зданий, машин и механизмов (искусственный спутник Земли, компьютер, телефон и тому подобное). Эти вещи создал человек.
Вывод: растения, животные, люди, Солнце, Луна, звезды, воздух, вода, почва - все это природа. То, что сделано руками человека, не принадлежит к природе.
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Решение логических задач «Что лишнее? Почему?»
• Небо, Луна, вода, звезды, песок, карта.
• Дуб, камень, Солнце, воздух.
• Ветер, река, белка, радуга, дождь.
• Волк, лиса, врач, чашка, комар.
2. Выполнение заданий
1) Назовите из перечня то, что сделано руками человека.
• Облако
• космический корабль
• стол
• трава
• воробей
• Солнце
2) Нарисуйте два любых предметы, сделанные руками человека.
3) Назовите то, что не сделано руками человека.
• Река
• самолет
• кит
• вода
• небо
• парта
4) Нарисуйте любые два объекта природы.
5) Какое предложение правильное?
• Природой называется все то, что окружает человека.
• Природой называется все то, что сделано руками человека.
• Природой называется все то, что окружает человека и не сделано его руками.
6) Природные объекты - это то, что:
• создано человеком;
• создан нашей планетой;
• создано природой.
7) Что не относится к природных объектов?
а) Животные, растения;
б) сделано руками человека;
в) реки, моря, океаны.
8) Укажите природные объекты.
а) Учебники, тетради, дома, здание школы, машины, космические станции;
б) человек, растения и животные, моря и океаны, Солнце, Земля, фабрики и заводы;
в) Солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения и животные, грибы и микробы.
9) Что создано руками человека? Отметьте лишнее. Почему вы так считаете?
3. Работа в группах
►► Игра «Потерялись слова»
- Ребята, в течение урока вы получили новые знания о природе и о вещи, созданные людьми. Теперь в группах составьте предложение, как нужно относиться к природе и вещей, созданных людьми. (Предложение - на отдельных листах на доске.)
• Беречь природу. Нужно
• Труд Людей. Почитай
Вывод. Нужно беречь природу и уважать труд людей.
V. Итог урока
- На какие две группы можно разделить предметы, что окружают нас?
- Что такое природные объекты?
- Что такое рукотворные объекты?
- Приведите примеры природных объектов.
- Приведите примеры рукотворных объектов.
- Как необходимо относиться к вещам, созданным человеком?