Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Природоведение 5 класс - разработки уроков

Урок 7. Понятие о органические и неорганические вещества

 

Цель: дать понятие о органические и неорганические вещества; формировать умения ориентироваться в элементарных терминах химической науки; определять и классифицировать вещества по их строению или составу; анализировать и систематизировать значительный объем информации, развивать навыки самостоятельной и групповой работы, воспитывать самостоятельность и ответственность.

Тип урока: формирование новых знаний и их обобщения.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Знаете ли вы, что...

1. В 1860 году было известно более 60 химических элементов, а на сегодняшний день открыто более 114 элементов?

2. В организме человека около 70 химических элементов в составе простых и сложных веществ, наибольшая массовая доля в нашем организме - кислорода, углерода, азота, кальция?

3. Для изготовления одной лампочки накаливания нужно использовать 7 различных металлов (железо, вольфрам, свинец, цинк, Ni, Sn, Sb)?

4. Углерод называют царем живой природы, а кремний - царем «неживой природы»?

Учитель подчеркивает важность систематизации большого объема знаний.

Пока алхимики знали лишь несколько десятков химических веществ, им было легко запоминать их свойства и особенности поведения. Но когда число веществ превысило несколько сотен, а потом и тысяч, химики задумались над тем, как их классифицировать - поделить на классы подобных по характеру химических «персон».

Впрочем, и алхимики проявляли желание навести порядок в списке химических реактивов. Они тоже выделяли среди веществ «масла», «земли», «духи» (спирты), «водки», «стекла»... Так, сульфатную кислоту называли «купоросным маслом», хлорную - «духом солей». Железный купорос был известен под названием «зеленого стекла» («вітріола»). Правда, алхимические термины порой совпадали для веществ, совершенно разных по составу. Например, название «магнезия белая» касалась карбоната магния, а «черная магнезия» - диоксида марганца. Иногда, наоборот, и само вещество могла фигурировать под разными названиями. Уксусная кислота была известна как «кислая влажность» и «древесная кислота», а азотная - как «крепкая водка», «селитры дымчатая водка» и «кислота, которая светится красным керосином»...

За разработку системы классификации и номенклатуры химических веществ впервые (а это началось в 1787 г.) взялась четверка французских ученых: Антуан - Лоран Лавуазье (1743-1794), Клод-Луи Бертолле (1748-1822), Луи-Бернар Гітон де Морво (1737-1816) и Антуан Фуркруа (1755-1809).

Более двухсот лет назад они приняли решение «разложить по полочкам» все химические знания. Это задача была бы не под силу одному человеку, даже достаточно выдающейся и талантливой. Но четыре выдающихся ученые оказались способными классифицировать вещества.

Ведь за дело взялись блестяще знающие и энергичные люди. Фуркруа и Гитон де Морво были не только химиками, но и выдающимися государственными деятелями, Бертолле был известным врачом и аптекарем, даже служил лейбмедиком при дворе герцога Орлеанского. А Лавуазье получил признание и как химик, и как юрист, и как финансист.

Свойство у веществ самая главная? Запах, цвет, вкус? Способность растворяться или испаряться? Пригодность к употреблению в пищу или применимость их как лекарство? Пожалуй, ни один из этих вариантов.

Химия изучает химические реакции между веществами, поэтому есть смысл выбрать какую-то вещество-эталон (образец), с которой по очереди будут взаимодействовать все другие. Со временем мы посмотрим, что из этого выйдет. В той химической классификации, которой мы пользуемся, веществ-эталонов сразу две, и мы хорошо их знаем. Это вода и кислород.

 

III. Изучение нового материала

1. Звучат доклады учащихся, которые готовили индивидуальные опережающие задания (см. приложение).

Во время доклада на доске составляется схема:

 

 

2. После этого докладывают представители домашних групп по темам:

♦ «новости с кухни»;

♦ «Скорая помощь в быту»;

♦ «За дверью ванной комнаты»;

♦ «наша сумка и опасна, и трудна»;

♦ «Солянка с подиума красоты».

3. Используя текст учебника (или раздаточный материал), учащиеся составляют таблицу.

 

Название тела

Содержание веществ

неорганические

органические

 

 

 

 

IV. Закрепление знаний

В классе формируется несколько команд для проведения экспериментального тура. Командам предлагается разделить смеси:

♦ мела и сахара;

♦ воды и спирта;

♦ масла и воды;

♦ медных и железных опилок и др.

 

V. Домашнє задачи

Подготовиться к итоговому уроку.

 

Урок 8. Итоговый. (Проводится на усмотрение учителя)