УРОК № 10
Тема. Основные задачи на решение треугольников
Цель урока: ознакомить учащихся с основными задачами решения треугольников.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность и оборудование: таблица «Соотношение между сторонами и углами треугольника» [13].
Требования к уровню подготовки учащихся: описывают основные случаи решения треугольников и алгоритмы их решения.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания
Фронтальное опрос
- 1) Сформулируйте теорему косинусов.
- 2) Как, пользуясь теоремой косинусов, можно найти углы, если известны длины сторон треугольника?
- 3) Как, зная только длины сторон треугольника, определить вид треугольника (по углам)?
- 4) Сформулируйте теорему синусов.
- 5) Как можно найти радиус круга, описанного вокруг треугольника, если известны сторона треугольника и противоположный к ней угол?
- 6) Сформулируйте теорему о соотношении между углами треугольника и противолежащими сторонами.
- 7) Сформулируйте теорему о соотношении между сторонами треугольника и противолежащими углами.
Правильность выполнения задачи из домашнего задания проверить по записям на доске, сделанными до начала урока.
Решение
a2 = b2 + c2 - 2bc cosA; 49 = 4 + 64 - 2 ∙ 2 ∙ 8 ∙ cosA; 49 = 68 - 32cosA;
32cosA = 19; cosA = 0,594; A 54°.
b2 = a2 + c2 - 2ac cosB; 4 = 49 + 64 - 2 ∙ 7 ∙ 8 ∙ cosB; 4 = 113 - 112cosB;
112cosB = 109; cosB = 0,973; B 13°.
C = 180° - A - B 180° - 54° - 13° = 113°.
Ответ. A 54°, B 13°, C 113°.
II. Анализ самостоятельной работы
III. Поэтапное восприятие и осознание нового материала
Определение треугольника с тремя основными элементами
Из признаков равенства треугольников следует, что треугольник определяется тремя основными элементами, среди которых хотя бы один линейный. Решить треугольник-значит по его тремя данным основными элементами найти три другие элементы.
Из шести основных элементов треугольника по три элемента могут сочетаться такие:
- 1) сторона и два прилежащие углы;
- 2) две стороны и угол между ними;
- 3) две стороны и угол, противоположный одной из сторон;
- 4) три стороны.
Четыре случаи решения треугольников
В соответствии с этим рассмотрим четыре случая решения треугольников.
1-й случай
Пусть задан сторону а и углы А и В треугольника ABC. Надо найти угол С и стороны b и с треугольника ABC.
С = 180° - (A + В).
По теореме синусов , найдем .
По теореме синусов , найдем
= = .
Коллективное решение задач
Дано сторону а = 5 и два угла треугольника β = 30°, γ = 45°. Найдите третий угол и две другие стороны треугольника.
Решение
α = 180° - β - γ= 180° - 30° - 45° = 105°.
; ; ; b 2,59.
; ; ; с 3,66.
Ответ, α = 105°, b 2,59, с 3,66.
Самостоятельное решение задач
Дано сторону и два угла треугольника. Найдите третий угол и остальные две стороны треугольника, если:
вариант 1: а = 20, α = 75°, β = 60°;
вариант 2: а = 35, β = 40°, γ = 120°.
Вариант 1
Решение
γ = 180° - α - β = 180° - 75° - 60° = 45°.
; ; ; b 17,9.
; ; ; с 14,6.
Ответ. γ = 45°, b 17,9, с 14,6.
Вариант 2
Решение
α = 180° - β - γ = 180° - 40° - 120° = 20°.
; ; ; b 65,8.
; ; ; c 88,6.
Ответ, α = 20°, b 65,8, c 88,6.
2-й случай
Пусть заданы стороны а и b и угол между ними С. Надо найти сторону c и углы В и А. Сторону с найдем по теореме косинусов: c2 = a2 + b2 - 2ab c.o.s.c., c = .
Угол А можно найти по теореме косинусов:
a2 = b2 + c2 - 2bccosA, отсюда .
Угол А можно найти по теореме синусов:
, отсюда .
Тогда B = 180° - A - C.
Коллективное решение задач
Даны две стороны треугольника b = 14, с = 10 и угол между ними α = 145°. Найдите остальные два угла и третью сторону треугольника.
Решение
a2 = b2 + c2 - 2bc cosα; a2 = 196 + 100 - 2 ∙ 14 ∙ 10 ∙ cos145° 296 + 280 ∙ 0,8192 296 + 229,36 = 525,36; а 22,9.
; ; sinβ 0,3507; β 21°.
γ = 180° - α - β 180° - 145° - 21° = 14°.
Ответ, а 22,9, β 21°, γ 14°.
Самостоятельное решение задач
Даны две стороны треугольника и угол между ними. Найдите остальные два угла и третью сторону треугольника, если:
вариант 1: а = 7, b = 23, γ = 130°;
вариант 2: b = 9, с = 17, α = 95°.
Вариант 1
Решение
с2 = а2 + b2 - 2ab cosγ = 72 + 232 - 2 ∙ 7 ∙ 23 ∙ cos130°49 + 529 - 322 ∙ (-0,64) = 578 + 206,08 = 784,08; с 28.
a2 = b2 + c2 - 2bccosα; 72 = 232 + 282 - 2 ∙ 23 ∙ 28 ∙ cosα;
49 = 529 + 784 - 1288cosα; 1288cosα = 1264; cosα 0,98; α 11°.
Тогда β = 180° - α - γ 180° - 130° - 11° = 39°.
Ответ. с 28, α 11°, β 39°.
Вариант 2
Решение
a2 = b2 + c2 - 2bc cosα = 92 + 172 - 2 ∙ 9 ∙ 17 ∙ cos95° 81 + 289 - 306 ∙ (-0,09) = 370 + 27,54 = 397,54; a 19,9.
b2 = a2 + c2 - 2accosβ; 92 = 397,54 + 172 - 2 ∙ 19,9 ∙ 17 ∙ cosβ;
81 = 686,54 - 676,6 cosβ; 676,6 cosβ = 605,54; cosβ 0,895; β 26°.
Тогда γ = 180° - α - β = 180° - 26° - 95° = 59°.
Ответ, а 19,9, β 26°, γ 59°.
3-й случай
Пусть заданы три стороны а, b, с треугольника ABC. Надо найти углы А, В, С. По теореме косинусов найдем угол А:
а2 = b2 + c2 - 2bc cosA , отсюда .
Тогда по теореме синусов найдем угол В: , отсюда . И, наконец, С = 180° - (A + В).
Коллективное решение задач
Даны три стороны треугольника a = 1, b = 3, с = 4. Найдите его углы.
Решение
а2 = b2 + c2 - 2bc cosα; 4 = 9 + 16 - 24cosα; 24cosα = 21; cosα = = 0,875; α 29°.
; ; sinβ 0,7272; β 47°.
γ = 180° - α - β 180° - 29° - 47o = 104°.
Ответ, α 29°, β 47°, γ 104°.
Самостоятельное решение задач
Даны три стороны треугольника. Найдите его углы, если:
вариант 1: a = 15, b = 24, с = 18;
вариант 2: a = 23, b = 17, с = 39.
Вариант 1
Решение
a2 = b2 + c2 - 2bc cosα; 225 = 576 + 324 - 864cosα; cosα = 0,7813; α 38,62 39°.
; ; ; ; β 87°.
γ = 180° - α - β 180° - 39° - 87° = 54°.
Ответ. α 39°, β 87°, γ 54°.
Вариант 2
Решение
a2 = b2 + c2 - 2bc cosα; 529 = 289 + 1521 - 1326cosα; 0,9661; α 15°.
; ; ; sinβ 0,1913; β 11°.
γ = 180° - α - β 180° - 15° - 11° = 154°.
Ответ, α 15°, β 11°, γ 154°.
4-й случай
Пусть заданы две стороны а и b и угол А треугольника ABC. Надо найти углы В и С и сторону с.
По теореме синусов имеем .
Если bsinA > a, то задача не имеет решений (поскольку sinβ > 1, что невозможно).
Если bsinA = a, то B = 90°, тогда C = 90° - A, c = bcosA.
Если bsinA a, тогда существуют два углы, синусы которых равны : один из этих углов острый, а второй - тупой.
Если a > b, то A > B. A, поскольку, у треугольника не может быть два тупых угла, то угол В острый и развязок единственный.
Если а b, то существуют два угла В1 и В2 (B2 = 180° - B1), синусы которых равны . В этом случае задача имеет два решения:
C1 = 180° - A - B1, ;
C2 = 180° - A - B2, .
Коллективное решение задач
- 1) В треугольнике даны две стороны а = 2, b = 4 и угол α, который противоположен одной из сторон, составляет 60°. Найдите остальные два угла и третью сторону треугольника.
Решение
; ; sinβ = = 2sin60° = 2 ∙ = > 1.
Задача решений не имеет.
Ответ. Решений нет.
- 2) Даны две стороны треугольника: а = 6, b = 8 и угол α, который противоположен одной из сторон, составляет 30°. Найдите остальные два угла и третью сторону треугольника.
Решение
; ; sinβ = 0,6667;
β 42° или β 180° - 42° = 138°.
Если β 42°, тогда γ = 180° - α - β 180° - 30° - 42° = 108° и ; ; .
Если β = 138°, тогда γ = 180° - α - β 180° - 30° - 138° = 12° и ; ; .
Ответ. β 42°, γ 108°, с 11,4 или β 138°, γ 12°, с 2,5.
IV. Домашнее задание
Решить треугольники:
а) с = 14, α = 64°, β = 48°;
б) а = 24, с = 18, β = 15°;
в) а = 55, b = 21, с = 38;
г) а = 32, с = 23, b = 152°.
V. Подведение итогов урока
Вопрос к классу
- 1. Что значит решить треугольник?
- 2. Какие есть основные типы задач на решение треугольников?