Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

АЛГЕБРА
Уроки для 10 классов

УРОК 10

Тема. Свойства тригонометрических функций

 

Цель урока: изучение свойств тригонометрических функций у = sin х, у = cos х, у = tg х, у = ctg x (область определения; область значений; четность (нечетность); симметричность графиков; периодичность; нули; промежутки убывания (возрастания); промежутки знакопостійності; наибольшие и наименьшие значения).

И. Проверка домашнего задания

Проверить правильность построения графиков функций упражнения № 28 (а-г) с рисунками, сделанными к уроку.

II. Изучение свойств тригонометрических функций.

Свойства изученных тригонометрических функций удобно записать в таблицу 5. При заполнении таблицы возможны следующие комментарии:

1. Выражения sin х и cos x определены для любых x, поскольку для любого числа х можно найти координаты точки , единичного круга.

Выражение tg х имеет смысл при любом x, кроме чисел вида х = , n Ζ.

Выражение ctg x имеет смысл при любом x, кроме чисел вида х = πn, n Ζ.

2. Поскольку sin х и cos х - это ордината и абсцисса точки единичного круга, то областью значений синуса и косинуса является промежуток [-1; 1].

Поскольку tg α - это ордината точки линии тангенсов, то областью значений тангенса является R.

Поскольку ctg α - это абсцисса точки линии котангенсів, то областью значений котангенса является R.

3. Поскольку точки Рα и Г-α единичного круга (рис. 75) симметричны относительно оси ОХ, то эти точки имеют одинаковые абсциссы и ординаты противоположны, т.е. sin (-α) = -sin α; cos (-α) = cos α.

 

      


 


Поскольку точки Тα и Τ-α симметричные относительно Р0 линии тангенсов, то tg (-α) = -tg α.

Поскольку точки Qα и Q-α симметричные (рис. 77) относительно точки линии котангенсів, то ctg (-α) = - ctg α.

 

Можно доказать аналитическое, tg α и ctg α нечетные:

,

.

4. См. урок 8.

5. Ординату, равную нулю, имеют две точки (рис. 78) единичного круга: (1; 0) и (-1; 0). Эти точки образуются из точки (1; 0) поворотом на углы 0, π, 2π, 3π и т. д., а также на углы -π, -2π... Следовательно, sin х = 0, если х = nk, n Ζ.

 

6. Абсцису, равную нулю, имеют две точки единичного круга: (0; 1) и (0; -1). Эти точки образуются из точки (1; 0) поворотом на углы ; + π; + 2π и т.д., а также на углы - ; - + π; - + 2π, т.е. на углы +2πk, kZ (рис. 79). Следовательно, cos х = 0, если х = + πk, k Ζ.


 

 

7. См. урок 9.

8. Если угол α изменяется от - до , то ордината точки Ρα увеличивается от -1 до 1, т.е. sin α возрастает на промежутке , учитывая, что наименьшим периодом синуса есть 2π, делаем вывод, что sin α возрастает на промежутке , nΖ (рис. 80). Если угол α изменяется от до , то ордината точки Ρα уменьшается от 1 до -1, то есть sin α убывает на промежутке . Учитывая, что наименьший период синуса есть 2π, делаем вывод, что sin α убывает на промежутках , nΖ.

 

 

Если угол α изменяется от 0 до π, то абсцисса точки Рα уменьшается от 1 до -1, то есть cos α убывает на промежутке [0; π], если угол α изменяется от -π до 0, то абсцисса точки Ρα увеличивается от -1 до 1, т.е. cos α возрастает (рис. 81). Учитывая, что наименьший период косинуса является 2π, делаем вывод, что функция cos α убывает на промежутках [2πn; π + 2πn] и возрастает на промежутках [-π + 2πn; 2n], n Ζ.

 

При изменении угла α от - до ордината точки Тα линии тангенсов увеличивается от - к +, т.е. tg α возрастает на промежутке . Учитывая, что наименьший положительный период тангенса является π, делаем вывод, что tg α возрастает на каждом из промежутков , πΖ (рис. 82).

 


При изменении угла α от 0 до π абсцисса точки Qα линии котангенсів уменьшается от + к -, то есть ctg α убывает на промежутке (0; π). Учитывая, что наименьший положительный период котангенса является π, делаем вывод, что ctg α убывает на каждом из промежутков (πn; π + πn), nΖ.

11. Ординату, равную 1, точка (0; 1) единичного круга (рис. 84). Эту точку получим из точки (1; 0) поворотом на углы + 2πn. Следовательно, sin x = 1, если x = + 2πn, nΖ.

Абсцису, равное 1, имеет точка (рис. 85), образованная из точки (1; 0) поворотом на углы 2πn, nΖ. Следовательно, cos x = 1, если x = 2πn, nΖ.

 

 

 

12. Ординату, равную -1, имеет точка (рис. 86), образованная из точки (1; 0) поворотом на угол - + 2πn, nΖ. Следовательно, sin x = -1, если x = - + 2πn, nΖ. Абсцису, равную -1, имеет точка, образованная с точки Ρα поворотом (рис. 87) на угол π + 2πn, nΖ. Следовательно, cos x = -1, если х = π + 2πn, nΖ.

 

 

 

III. Применение свойств тригонометрических функций к решению упражнений

Выполнение упражнений

1. Используя свойства функции у = sin x, сравните числа:

a) sin и sin ; б) sin и sin ; в) sin 3 sin 4; г) sin 1° и sin 1.

Ответ: a) sin > sin ; б) sin > sin ; в) sin 3 > sin 4; г) sinsin 1.

2. Расположите числа в порядке возрастания:

a) sin 20°; sin 85°; sin 30°;

б) sin 0,2; 0,3 sin; sin 0,1;

в) sin 2; sin (-2); sin (-1); sin 1.

Ответ: a) sin 20°; sin 30°; sin 85°; б) sin 0,1; sin 0,2; 0,3 sin; в) sin (-2); sin (-1); sin 1; sin 2.

3. Используя свойства функции у = cos x, сравните числа:

a) cos 2,52 и cos 2,53;

b) б) cos (-4,1) и cos (-4);

c) в) cos 1 и cos 3;

d) г) cos 4 и cos 5.

Ответ: a) cos 2,52 > cos 2,53; 6) cos (-4,1) > cos (-4); в) cos 1 > cos 3; г) cos 4 cos 5.

4. Расположите числа в порядке возрастания:

a) cos 13°; cos 53°; cos 23°;

б) cos 0,3; cos 0,6; cos 0,9;

в) cos 2; cos 4; cos 6.

Ответ: a) cos 53°; cos 23°; cos 13°; б) cos 0,9; cos 0,6; cos 0,3; в) cos 4; cos 2; cos 6.

5. Используя свойства функции у = tg x, сравните числа:

а) tg (-2,6π) и tg (-2,61π);

б) tg 2,7π и tg 2,75π;

в) tg 2 tg 3;

г) tg 1 tg 1,5.

Ответ: а) tg (-2,6π) > tg (-2,61π); б) tg 2,7π tg 2,75π; в) tg 2 tg 3; г) tg 1 tg 1,5.

6. Расположите числа в порядке возрастания:

a) tg 25°; tg 65°; tg 15°;

б) tg (-1); tg (-2); tg (-3);

в) tg (-5); tg (-3); tg 3.

Ответ: а) tg 15°; tg 25°; tg 65°; б) tg (-1); tg (-3); tg (-2); в) tg 3; tg (-3); tg (-5).

 

IV. Итог урока

 

V. Домашнее задание

Раздел И § 7. Вопросы и задания для повторения раздела И № 52-56, Упражнения № 18 (а-г), № 35 (1-4). Повторить раздел И §1-6.

 

Таблица 5