ТЕМА II «БЕРЕЧЬ МИР - ВОКРУГ И В СЕБЕ»
УРОК 10 Каковы моральные правила отношений между человеком и природой.
Тема. Каковы моральные правила отношений между человеком и природой.
Цель: научить учащихся высказывать свои мысли о человеке как часть природы, приводить примеры отношения человека к окружающей среде и оценивать их с позиций морали; учить детей относиться к природе Украины как национального богатства народа.
Оборудование: высказывания, выписанные на доске; аудиозаписи: А. Вивальди «Летняя гроза», П. Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года»; картины: М. Врубель «Пан»; О. Саврасов «Грачи прилетели»; А. Куинджи «Ночь на Днепре»; И. Левитан «Золотая осень»; И. Шишкин «Сосны, освещенные солнцем»; выставка детских рисунков на тему «Мой любимый уголок природы»; отрывок произведения М. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» («чуден Днепр.»).
Эпиграф: «Природа требует к себе благоговейного отношения потому, что человек - часть (всего лишь часть) Вселенной» (А. Швейцер, немецко-французский мыслитель, философ, богослов, врач, музыковед и органист).
Высказывания: «Поведение человека в природе - это зеркало его души» (Д. Зеленский, ученый, философ).
Природа просит спасения
Зеленым шепотом лесов,
Тревожным лебединым криком,
Змілілим хлопком рек, морей.
Она к нам с щемящей болью в сердце
Зболілі руки простяга,
Надеясь на лучшую долю,
О милосердии всех блага.
(О. Иванова)
Ключевые понятия: природа, живая природа, неживая природа; окружающая среда; бывать на природе; экологическое бедствие; экология.
Тип урока: интегрированный.
Структура урока
I. Вступительная часть.
1. Поздравления.
2. Мотивация учебной деятельности.
3. Представление темы урока и ожидаемых результатов.
II. Основная часть.
1. Является ли человек частью природы.
2. Как культурный человек должен относиться к природе.
3. Что значит беречь природу.
III. Заключительная часть.
Выводы.
IV. Домашнее задание.
Ход урока
I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Поздравления.
Учитель. Здравствуйте, дети. Посмотрите на оформление нашей доски. Какие замечательные рисунки вы сегодня подготовили. Какова тема ваших рисунков? («Мой любимый уголок природы».)
Некоторые из вас подобрали или сами составили стихи про любимый уголок природы, о красоте природы, красоте любимой Украины или родного города. Кто хочет прочитать стихи? (Ответы детей.)
2. Мотивация учебной деятельности.
Звучит произведение Вивальди «Летняя гроза».
Учитель. Посмотрите на картину М. Пимоненко «Перед грозой» на стр. 56 учебника. Что изображено на ней? Какие чувства она у вас вызывает? Соответствует по настроению музыка Вивальди этой картине? Как вы думаете, почему художники часто обращаются к изображению картин природы? (Ответы детей.)
3. Представление темы урока и ожидаемых результатов.
Мы начинаем работать над темой, которая звучит так: «Беречь мир - вокруг и в себе». А тема урока сегодня: «Каковы моральные правила отношений между человеком и природой». На уроке мы поговорим о том, является ли человек частью природы; как культурный человек должен относиться к природе; что значит беречь природу; о том, что природа Украины является нашим национальным богатством.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Является ли человек частью природы.
На доске репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Звучит произведение П. Чайковского «Осенняя песня» из цикла « Времена года».
Учитель. Человек с древнейших времен задумывалась о своем месте во Вселенной, она воспринимала красоту природы и стремилась строить свои отношения с ней по законам красоты. Это нашло отражение в фольклоре, поэзии, музыке.
В сознании древнего человека существовал единый образ человека и природы. Об этом свидетельствуют мифы народов Индии, Китая, зооантропоморфні изображения богов в виде получеловека, полуживотные (например бог Гор, богиня Сохмет в Древнем Египте; бог Пан, кентавры в культуре Древней Греции). (Дети рассматривают картину М. Врубеля «Пан».)
Уже то, что бога изображали как получеловека, указывает на его древность. Сначала Пан - бог леса, охранник пастухов и стад. Даже в Аркадии и Аргосе, где Пана почитали превыше всего, его не причисляли к богам-олимпийцам. А впоследствии Господин становится богом - покровителем всей природы.
Учитель читает легенды, связанные с Господином.
М. Кун
Легенды и мифы Древней Греции
(отрывки)
Господина можно было часто увидеть среди свиты бога виноградарства Диониса.
Рассказывали, что когда Господин родился, его мать, нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе убежала. Ведь у малыша оказались козлиные ноги, рога и длинная борода. Но отец его, Гермес, обрадовался рождению сына, он взял его на руки и отнес на Олимп. Все боги радовались рождению Пана и смеялись, глядя на него.
Пан не остался жить на Олимпе и ушел в тенистые леса, горы. Там он пасет стадо, играя на свирели. Любит он принимать участие в танцах нимф. Если Пан не гневается, он милостив и добродушен. Бережет отары овец. Но в гневе может наслать на человека или животное страх, и та опрометью бросается бежать, не разбирая дороги. Именно поэтому такой страх называют паническим или паникой.
***
Существует миф о том, как Пан полюбил прекрасную нимфу Сирінгу. Когда он хотел подойти к ней, нимфа с ужасом убегала. Попробовал Господин догнать ее - дорогу нимфе преградила река. Протянула к реке Сиринга руки и начала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Срезал Пан несколько тростей и сделал из них сладкозвучную свирель. Назвал Г-на память нимфы свирель сирингой. С тех пор любит Господин играть в уединении лесов на свирели.
Учитель. Времена средневекового христианства характеризуются аскетизмом, уходом от природных божеств. Идея Бога-творца пронизывала весь процесс познания мира и всего, что существует в нем. Время земной жизни человека и всего человечества - это лишь отблеск бесконечного «небесного мира» и вечности. Природе в этот период не уделяли особого внимания.
С бурным развитием капитализма жители городов поняли, что они лишены природы. Вспомните картины эпохи Возрождения, когда в окне за главными персонажами появляются первые изображения природы. Вспомните «Джоконду» Леонардо да Винчи!
А в XIX веке Европа снова обратила внимание на природу. Поэты воспевали природу, ее величие. Ф. Тютчев писал:
Не то, что мните вы, Природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Посмотрите на картину А. Куинджи «Ночь на Днепре». Чувствуете ли вы, в каком восторге художник от украинской природы? Вспомните, какими словами описывает Днепр Г. Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». (Учитель читает отрывок «чуден Днепр...».)
В живописи есть художники-пейзажисты. Назовите кого-нибудь из них. (О. Саврасов, И. Шишкин, А. Куинджи, И. Левитан.) Которые их картины вы знаете? (О. Саврасов «Грачи прилетели»; А. Куинджи «Ночь на Днепре»; И. Левитан «Золотая осень»; И. Шишкин «Сосны, освещенные солнцем».)
А кого из художников-маринистов вы можете мне назвать? (И. Айвазовский.) Автором картин которых он является? («Девятый вал», «Среди волн», «Солнечный день».)
Работа с учебником.
Прочитайте на с. 57 учебника текст «является Ли человек частью природы» и найдите ответы на вопросы.
• Что такое природа? (Природа - это все то, что окружает нас с самого
рождения.)
• Связаны человек и природа? (Да, природа дает человеку возможность жить, обогащает ее внутренний мир своей красотой, демонстрирует образцы совершенства. Человек как часть природы должна проявлять заботу о ней.)
• Что относят к живой природе? (Растения, животных, людей, микроорганизмы). А к неживой? (Воздух, воду, горы, Землю, Солнце, звезды, Месяц.)
Учитель. Прочитайте в учебнике на с. 57 объяснения понятий «окружающая среда»; «природа»; «живая и неживая природа».
Природа - то, что окружает человека и является объектом ее деятельности и познания.
Живая природа - животные, люди, микроорганизмы, растения. Они питаются, растут, дают потомство, умирают.
Неживая природа - воздух, вода, горы, Земля, Солнце, звезды, Месяц.
Окружающая среда - среда, в которой живут люди, растения, животные.
2. Как культурный человек должен относиться к природе.
Учитель. Человечество в начале XXI века достигло больших успехов благодаря научно-техническому прогрессу. Мы уже не представляем себе жизнь без машин, самолетов, АЭС и ТЭЦ, крупных предприятий, нефтепроводов. Это стало неотъемлемой частью нашей жизни. Но триумф человечества, связанный с достижениями в атомной энергетике, освоении космоса, приближении к тайнам природы, сменился заботой о состоянии биосферы, которая разрушается из-за неразумного использования людьми могущественных сил, полученных благодаря развитию науки и техники. Мы с огромным волнением следим за тем, как покрывают планету зоны экологического бедствия: цунами, тайфуны, наводнения, землетрясения - это ответ природы на бездумное вмешательство человека в нее. Парадокс нашего времени в том, что человечество должно бояться разрушительных сил, которые есть в нем самом. Дальнейшая судьба цивилизации во многом зависит от того, будет ли человечество нравственным в отношении самого себя. Итак, человек - часть природы, и, губя природу, мы губим самих себя.
Работа в парах.
Учитель. Работая в парах, выполните задание 4 на странице 58, ответив на вопрос: «Почему это случилось?». (Люди всегда жили по принципу «На мой век хватит», они думают о материальные, а не духовные потребности, а отсюда засорение Земли, окисление почвы, перенасыщение удобрениями, озоновые дыры и т.д., все это приводит к ухудшению здоровья людей, увеличение болезней, смертности. И только культурный человек, имеющий высокие моральные качества, может разумно относиться к Природе. Поэтому нужно воспитывать в себе культурного человека, моральной обязанностью которой будет сохранение Природы.)
Что нужно делать для сохранения природы? Как культурный человек должен относиться к природе? Об этом прочитайте в учебнике текст на страницах 58-59. Прочитайте в учебнике объяснение, как следует понимать понятие «бывать на природе»; «экологическое бедствие»; «экология».
Бывать на природе, посещать местность за пределами крупных городов, поселений, где много зелени, воздуха и др.
Экология - связь между человеком, животным, растением и окружающей средой; раздел биологии, где изучаются связи между организмами и окружающей средой.
Экологическое бедствие - событие, возникающее обычно вследствие безрассудной деятельности человека в отношении природы и наносит ей вред, создает неблагоприятные, тяжелые условия для существования природы.
Учитель. Прочитайте на странице 58 учебника стихотворение А. Костецкого «Не хочу!». Дайте ответ на вопрос в задании 5. (Ответы детей.)
3. Что значит беречь природу.
Учитель. В 5 классе на уроках украинской литературы вы читали рассказ А. Давыдова «Спасали Конотоп». О чем в нем рассказывается? (Дети вспоминают содержание и приходят к выводу, что большое начинается с малого. Дети раскапывали ручейки и тем самым спасали реку.)
Когда мы бываем на природе, настроение может испортить мусора, который оставили после себя горе-туристы, сломанные ветки деревьев, вырезанные ножом надписи на деревьях, сорванные цветы. Как вы относитесь к этим проявлениям человеческой халатности и жестокости по отношению к природе? (Ответы учащихся.)
Работа в группах.
Ученики объединяются в четыре группы.
Учитель. Рассмотрите рисунки на странице 61 учебника. Как в этой ситуации можно было действовать иначе? (Дети говорят, что так делать нельзя, и предлагают свои варианты поведения.)
Посадка деревьев, своевременно закрыт кран с водой или выключена лампочка - экономия соответственно воды и электроэнергии. Это также проявление бережного отношения к природе.
Прочитайте в учебнике текст «Что значит беречь природу» (с. 60-61). Что означает понятие «охрана природы»?
Охрана природы, окружающей среды - сохранение окружающей среды, для того чтобы оно оставалось безопасным для жизни.
Дома вы должны были пройти лабиринт «На пути к чистому миру» на странице 62 учебника.
Назовите опасности, которые ожидают вас на этом пути. Расскажите, как следует идти к «чистого мира»? (Ответы детей.)
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Выводы.
• Отношение к природе показателем культуры человека?
• Назовите правила поведения, которые помогают бережно относиться к природе. (Больше ходить пешком или ездить на велосипеде вместо того, чтобы ездить на машине.
Сохранять тепло, экономить электроэнергию, горячую воду. Тогда электростанции будут работать меньше и не так заражать нашу Землю.
Для борьбы с насекомыми не использовать ядохимикаты, а сделать двор или огород привлекательным для птиц.
Экономить воду.
Прежде чем что-то покупать, думать, действительно ли эта вещь вам нужна, качественная она.
Если есть возможность сдать что-нибудь из мусора на переработку, делать это: тогда уменьшится количество мусора на планете.
Отдавать ненужные вещи людям, которым они пригодятся.)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Прочитать параграф на стр. 56-62. Уметь давать определения ключевым понятиям урока.
Выполнить задания в рабочей тетради по теме «Каковы моральные правила отношений между человеком и природой?».
Задание по желанию: подготовить группами плакаты «Береги природу!».