УРОК 9. ЯЗЫКОВОЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ. РЕЛИГИИ НАРОДОВ МИРА
Учебная цель: сформировать знания о величайшие народы и самые распространенные языки мира, способствовать пониманию современных этнических и религиозных процессов в мире, ознакомить с классификацией стран по национальному составу населения, наиболее распространенными языковыми семьями и группами; развивать умение работать с картами атласа, анализировать столбиковые и круговые диаграммы.
Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы, карта «религии мира», таблицы, диаграммы.
Основные понятия: этнос, племя, народность, нация, языковая семья, религия, христианство, ислам, буддизм.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Задача 1
1. Объясните, что такое миграции и на какие сферы жизни общества они влияют.
2. Приведите примеры влияния миграций на происхождение народов.
3. Вспомните, что означают понятия «этнос», «нация».
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Проблемный вопрос. Нужны социально-экономической географии знания о этнический и религиозный состав населения? Обоснуйте свои мысли конкретными примерами.
Этнический состав населения имеет очень большое значение в политической и экономической жизни страны и мира. Так, в некоторых многонациональных странах случаются межэтнические конфликты.
Этнический состав населения существенно влияет и на хозяйственную жизнь стран. Несмотря на то, что народы, которые проживают на территории одного государства, интегрированные в общественную жизнь, они, как правило, сохраняют свои национальные традиции в быту, поведении, питании, работе и т.д. Эти особенности нельзя не учитывать, поскольку они важны для эффективной работы хозяйственных объектов, рационального использования трудовых ресурсов.
IV. Изучение нового материала
1. Этнический состав населения
Этнос - устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, где люди имеют собственный язык, культуру, понимание своего единства и отличия от других этносов. Основными формами этноса являются племя, народность, нация.
Культуру, быт, происхождения и расселения народов изучает наука этнография.
По разным данным на Земле насчитывается 3-4 тыс. народов и народностей, 7 народов насчитывают более 100 млн.: (китайцы (ханьцы) - 1 млрд. 190 млн., хиндустанци - 265, бенгальцы - 225, американцы - 205, бразилианке - 175, русские - 150, японцы - 123 млн.).
2. Классификация стран по национальному составу населения
По национальному составу выделяют три группы стран: однонациональная (более 90 % населения являются представителями одной нации, около 20 государств, Дания, Швеция, Португалия, Италия, Ирландия, Греция и др.), двонаціональні (Бельгия: фламандцы, валлоны) и многонациональные. Большинство стран мира являются многонациональными.
3. Языки народов мира
Главным признаком народа является общность языка. В современном мире насчитывается от 2,5 до 5 тыс. различных языков. По степени родства языки объединяются в языковые семьи.
Задание 2. Проанализируйте карту народов мира в атласе. Определите, какие языковые семьи являются наиболее распространенными, где они распространены.
Самая большая по численности языковая семья - индоевропейская, на нем говорят более 150 народов (45 % населения мира, в Европе - 94,5 %). Китайско-тибетская языковая семья - вторая по численности (22,6 % населения мира); ее языках (китайском, тибетском, бирманской) разговаривают более 1,1 млрд. чел.
К наиболее распространенным языкам мира относятся: китайский (1,3 млрд. человек), английский (450 млн. человек), хинди и урду (350), испанский (300), русский (240), бенгальский, индонезийский, арабский (по 180), португальский (170), японский (123), немецкий и французский (по 100). На этих языках разговаривает почти 70 % населения мира.
Задача 3. Объясните, чем, по вашему мнению, объясняется распространенность этих языков.
4. Религии народов мира
Религия - это мировоззрение и мироощущение и соответствующее поведение человека, основывающееся на вере в существование сверхъестественного. Для общества религия является объединением общечеловеческих ценностей и норм, неотъемлемой частью культуры и отдельного человека и этноса в целом.
В зависимости от распространения и численности верующих выделяют традиционные религии (фетишизм, тотемизм, шаманизм), этнические (индуизм, иудаизм, даосизм, синтоизм, конфуцианство), мировые (христианство, ислам, буддизм).
Задача 4. Проанализируйте карту и диаграммы религий мира в атласе. Определите территории распространения мировых религий.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Вопрос для обсуждения. Приведите примеры влияния этнического и религиозного состава населения на политическую, экономическую и духовную стороны жизни человека. Объясните, как вы понимаете выражение: «Человек входит в мир через свою национальность».
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
· Проработать § .
· Обозначить на контурных картах страны с наибольшим количеством верующих основных религий мира.
, буддизм.