Раздел И. РАСТЕНИЯ
Тема 1. Строение и жизнедеятельность
растений (на примере покрыто-семенной дводольної растения)
УРОК 9
Тема. Побег. Лабораторные работы № 4,
6. Побег и его строение. Разнообразие побегов. Видоизменения побега
Цель. Продолжить формировать знания
о как побег вегетативный орган растения, его строение и разнообразие;
рассмотреть строение стебля как часть побега; ознакомиться с различными видами
стеблей и видоизменениями побега.
Основные понятия и термины: побег,
почка (вегетативная и генеративная), стебель, листья, вегетативные органы, типы
стеблей (цилиндрические, трехгранные, четырехгранные, прямостоячие, стелющиеся, вьющиеся,
цепкие), узлы, междоузлия, почки.
Оборудование: живые растения; таблицы:
“Видоизменения побегов”, “Строение вегетативной и генеративной почки”; гербарные
образцы травянистых растений (одуванчик, подорожник, вьюнок полевой, фасоль,
горох, огурец, виноград, плющ); рисунки деревьев (сосны, клена, секвойи, эвкалипта,
пальмы ротанговой, баобаба); модели почек; приложение “Особые типы и метаморфозы
побегов”.
Методы и методические приемы: словесные
(рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация
оборудования); практические (выполнение лабораторной работы).
Тип урока: усвоение новых знаний.
Структура урока
Этапы урока
|
Время, мин.
|
1.
|
Организационный
момент.
|
2
|
2.
|
Сообщение
темы, цели и задач урока.
|
|
|
Мотивация
учебной деятельности.
|
3
|
3.
|
Восприятие
и первичное осмысление нового материала.
|
15
|
4.
|
Обобщение
и систематизация изученного (выполнение лабораторной работы).
|
20
|
5.
|
Итоги
урока, аргументация оценок.
|
3
|
6.
|
Домашнее
задачи.
|
2
|
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение геммы, цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Беседа. Отгадайте загадки:
• Без окон, без дверей полна горница
людей. (Тыква).
· Вернулось к солнцу золотеє донце.
(Подсолнечник).
· Отец тысячи сыновей имеет, каждому
мисочку производит. (Дуб).
Чем растения, о которых говорится в
загадках, отличаются друг от друга? (Дуб - это дерево, тыква - цепляется
за опору усиками, а подсолнечник - прямостоячее растение). Эти растения имеют разную
строение надземных частей побегов, но они имеют похожее строение, а именно
состоят из стебля и листьев. Поэтому сегодня мы будем изучать, что такое побег,
почка, стебель, виды побегов и стеблей, внутреннее строение стебля.
План
1. Побег - надземный осевой
вегетативный орган растений.
2. Почка - зачаток побега.
3. Характеристика стебля.
3. Восприятие и первичное осмысление
нового материала.
Побег - надземный осевой
вегетативный орган растений
Рассказ. Побег - надземный осевой
вегетативный орган растений, который возник у растений как приспособление в воздушном
среде на суше. По сравнению с корнем имеет более сложную структуру. Побег состоит
из двух частей - стебля, которое является его осью, и листьев, которые являются его боковыми
выростами, или органами. Стебель и листья не могут существовать друг без друга.
Места, где листья соединяются со стеблем, называют листовыми пазухами. Там
располагаются почки. Благодаря почкам побег может галузитися и образовывать
систему побегов. Место, где листья отходят от стебля, называют узлами, а
расстояние между соседними узлами - междоузлиями. Побеги бывают травянистыми,
деревянистыми, удлиненными, укороченными и т.д. (демонстрация: травянистых
(одуванчик, подорожник) и деревянистых (сосна, клен)).
Почка - зачаток побега
Демонстрация таблицы “Строение
вегетативной и генеративной почки” или моделей. Почка - зачаток побега,
находится в состоянии относительного покоя. Состоит из зачаточного стебля,
заканчивается точкой роста, и зачаточных листьев (листовая, или вегетативная
почка) или зачаточных цветков (цветочная, или генеративная почка), или и тех, и
тех (смешанная почка). Сверху так называемая закрытая почка покрыта буроватыми
скорковілими чешуйками, которые выделяют смолистые вещества, защищая внутренние
части от холода и высыхания. Под воздействием тепла и влаги чешуйки почки
трескаются, из них развиваются побеги. Почка без покровных чешуек
называется голой. Различают почки верхушечные (размещены на верхушке
стебли), пазушные, или боковые (сидят в пазухах листьев) и дополнительные (возникают
на любой части растения из любой группы живых клеток, имеют исключительное
значение для вегетативного размножения).
Характеристика стебля
1. Рассказ с элементами беседы. А
все растения имеют стебли? Какие они у разных растений? Стебли бывают очень
разнообразными, благодаря им растения приобретают характерных форм и размеров. Они
могут иметь как карликовое, укороченное, так и гигантской длины стебель.
Например, в стокроток, подорожника, одуванчика листья располагаются в одном
месте густым пучком, розеткой. Они будто вырастают прямо из корня. В этих и
некоторых других растений стебли укорочены. А вот в лесах живут деревья-великаны. Они
имеют очень толстые стебли. Иногда такие, что не обхопиш, даже взявшись вдвоем или
втроем за руки.
Рекордсменами среди крупнейших деревьев
в мире считаются австралийские эвкалипты, стебли которых достигают и40-155 м
высотой. Могучие И40-метровые стволы секвойи напоминают гигантские колонны,
величественно увенчанные широкополой кроной. Эти живые колонны имеют высоту 56-этажного жилого
дома. Толщина таких деревьев составляет более 20 м, а вес ствола превышает
1000 т. Более 2000 м3 древесины дает лишь одно дерево. Чтобы ее
перевезти, нужно 60 железнодорожных вагонов.
Одним из самых толстых деревьев в мире
есть баобаб - обитатель африканских саванн. Он очень быстро растет в толщину,
достигая иногда до 9 м в диаметре. Его кору, богатую на волокна, используют
для изготовления ткани, веревок, сеток.
Длинные стебли имеют ротанговая
пальмы. Хотя их стебли довольно тонкие - толщиной всего 2-5 см, но длина может
достигать 400 м. Самостоятельно держаться они не могут, поэтому цепляются за помощью
шипов к деревьям. Эта пальма-лиана, дойдя до верхушки дерева, продолжает расти
вниз. Растут ротанговые пальмы в тропических лесах Африки и Азии.
Стебель - орган с неограниченным
нарастанием. Растет оно за счет верхушечной почки, и в процессе роста может
галузитися. Главный стебель называется осью первого порядка, а боковые стебли,
что развились из пазушных почек, - оси второго и последующих порядков. На
деревьях может быть до десяти осей разных порядков. Такая надземная часть деревьев
называется кроной.
Стебель - часть побега.
Стебли растений очень разнообразны. У большинства растений стебли прямостоячие, растут
кверху. Прямостоячие стебли могут быть одревесневшими и травянистыми. В
повилики полевой и фасоли стебли обвиваются вокруг опоры. Стебли гороха,
винограда цепляются за опору усиками. Стебли плюща цепляются за опору
дополнительными корнями.
Как вы думаете, какое значение имеет
стебель для растения? Стебель как осевая часть побега осуществляет связь между
частями растения, образует и несет на себе почки и листья, обеспечивает
транспорт воды, минеральных и органических веществ, служит для вегетативного
размножения.
Кроме основной функции, о которой уже
упоминалось, побеги выполняют ряд дополнительных функций, которые связаны с их
видоизменением (метаморфозом) и возникли в процессе пристосувальної эволюции. Это
усики - длинные тонкие побеги с редуцированными листьями. Усиками растения
прикрепляются к различным предметам (демонстрация гербария винограда, огурца).
Колючки - укороченные побеги без листьев, которые защищают растение от поедания
животные (демонстрация кактуса). Усики и колючки - это надземные побеги.
Кроме надземных видоизменений, у растения есть
и подземные: корневище, клубень, луковица (демонстрация таблицы «Видоизменения
побегов»).
Корневище - это подземный
видоизмененный побег растения, на котором располагаются почки, придаточные корни, а
иногда редуцированные (чешуеобразные) матки. Корневище похоже на корень, но
отличается отсутствием корневого чохлика. По форме корневище может быть
длинным и тонким (пырей, осока) или коротким и толстым (петушки, щавель).
Ежегодно из верхушечной почки вырастает надземный побег. Корневище выполняет
функции запасание питательных веществ и вегетативного размножения.
Клубнями называют утолщенные, вздутые,
мясистые видоизменения побегов, которые выполняют функции накопления питательных веществ.
Листья в клубнях редуцированные, в их пазухах находятся почки, которые называются
глазками. Подземные почки возникают на эталонах (картофель, топинамбур и т.д.).
Надземные почки формируются в основе главного (кольраби) или боковых побегов и
несут зеленые листья.
Луковица - видоизмененный укороченный,
который состоит из сочных листьев и укороченного стебля (донышка), на котором есть
многочисленные и тесно сближенные листья и придаточные корни. На верхушке донышка
содержится почка. У многих растений (лук, тюльпан) из этой почки
образуется надземный побег, а с боковой пазушної почки формируется новая
луковица.
В травянистых однолетних растений
стебель функционирует с весны до осени, у многолетних - нижняя часть стебля живая
в течение всей жизни.
2. Выполнение задания практикума.
А) Установите зависимость между названиями
растений и видом стебля (соедините линиями):
Клевер луговой деревянистое
Клевер ползучий травянистый
Горох прямостоячий
Фасоль лежачее
Яблоня ползучее
Пастушья сумка вьющиеся
Редька дикая цепкое
Дополните схему своими примерами.
Б) Рассмотрите рисунки и подпишите
видоизмененные органы.
3. Игровой прием “Какое стебель в
растения”.
На доске написано
слова-характеристики стеблей: травянистые и деревянистые; цилиндрические,
четырехгранные, многогранные; прямостоячие, стелющиеся, вьющиеся, цепкие.
Ученикам показывают растение (живу,
гербарный образец или рисунок) и предлагают подобрать характеристику стебли.
4. Обобщение и систематизация
изученного. Лабораторные работы № 4, 6.
Тема. Побег и его строение.
Разнообразие и видоизменения побега.
Цель. Изучить строение побега,
ознакомиться с разнообразием и видоизменениями побегов.
Оборудование: гербарные образцы и живые
растения (удлиненные и укороченные побеги яблони; растения с деревянистыми и
травянистыми, прямостоячими, лежачими, ползучими, вьющимися, цепкими стеблями;
земляника, виноград, кактус, боярышник), перхоть, препарувальний набор, таблицы,
учебник.
Ход работы
Задача 1. Ознакомиться со строением
побега.
Рассмотрите предложенные побеги
деревянистых и травянистых растений, найдите узлы и междоузлия, почки.
Убедитесь, что побег состоит из стебля (это его ось), листа,
расположенных на этой оси, и почек, которые содержатся в пазухах листьев (если
листья опали, то под почками вы найдете места, где листья были соединены со
стеблем).
Схематично нарисуйте строение побега.
На рисунке обозначьте ось побега, узлы, междоузлия, листья, почки.
Задание 2. Ознакомиться с
разнообразием побегов и стеблей.
Рассмотрите предложенные растения.
Выясните, какие из них имеют деревянистые, а какие травянистые стебли. Найдите
растения с удлиненными и укороченными побегами. Найдите растения с
прямостоячими, лежачими, ползучими, вьющимися или цепкими стеблями. Укажите их
название и охарактеризуйте стебель.
Задача 3. Ознакомиться с
надземными видоизменениями побега, научиться их различать.
Рассмотрите гербарные образцы земляники,
винограда, боярышника и живые кактусы. Выясните в каждом конкретном случае:
видоизменился весь побег или только какая-то отдельная его часть.
Запишите результаты исследования.
Задача 4. Ознакомиться с
подземными видоизменениями побега, научиться их различать.
Рассмотрите строение корневища.
Сравните корневище с корнем. Найдите отличия в их строении.
Результаты исследования запишите.
Рассмотрите внешнее строение клубня и
луковицы, найдите в них верхушку и основание (помните: верхушка в бульбе
расположена с противоположной стороны от места соединения ее с растением: на верхушке
клубни также являются почки). Разрежьте луковицу вдоль. Отделите сухие и мясистые
чешуи - видоизмененные листья. Найдите почки, которые нужно искать в пазухах
листьев у основания донышка (стебли).
Найдите на клубне стебель, листья и
почки.
Нарисуйте схематично строение
корневища, клубни и луковицы. Обозначьте цифрами и подпишите составные части
видоизмененных побегов.
Сделайте выводы по результатам
работы.
5. Итоги урока, аргументация
оценок.
6. Домашнее задание. Изучить
соответствующий параграф в учебнике.