Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 2. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ

 

УРОК 10. Строение и функции опорно-двигательной системы. Костная и хрящевая ткани

 

Образовательная цель: выяснить значение опорно-двигательной системы; на основе сравнения строения скелета человека и млекопитающих установить между ними сходство как следствие происхождения человека от животных; закрепить знания об особенностях строения костной и хрящевой тканей.

Основные понятия и термины: костная ткань, хрящевая ткань, остеоцити, коллагеновые волокна, коллаген (оссеин), гиалиновый хрящ, волокнистый хрящ, надхрящницы, органические и неорганические вещества.

Оборудование: таблицы «Скелет человека», «Скелет млекопитающего»; «Микроскопическое строение костной и хрящевой тканей»; муляжи скелета и торса человека; декальцинована и выжженная кости.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний учащихся. (Беседа).

1. Наиболее характерные признаки животных организмов?

2. Как передвигаются простейшие, черви, насекомые, позвоночные животные?

3. Как передвигается человек?

4. Какова роль костно-мышечной системы в организме человека?

II. Изучение нового материала.

1. Опорно-двигательная система, ее топография в организме. Роль движения для человека. (Беседа с использованием таблиц, составление схемы).

2. Функции опорно-двигательной системы: опорная, защитная, двигательная, кроветворная, депонуюча. (Рассказ учителя с использованием таблицы и скелета человека; самостоятельная работа учащихся с учебником).

Заполнить таблицу:

 

Части скелета

Какие органы защищают

 

Головной мозг

 

Сердце

 

Легкие

 

Почки

 

Печень

 

Спинной мозг

 

Мочевой пузырь

 

Аорту

 

3. Особенности строения и химический состав костной ткани. Значение органических и минеральных веществ в костях. (Рассказ учителя. Демонстрации декальцинованої и обожженной кости).

Самостоятельная работа

Заполнить таблицу, пользуясь учебником.

 

Состав и свойства костей

 

Состав

Свойства

Прочность

Органические вещества (30%) - коллаген и полисахариды

Гибкость, упругость

Неорганические вещества (60%) - (Са - 99%); (Р - 87%); (Mg - 50%); 30 микроэлементов

Твердость

 

Особенности строения костной ткани

Костная ткань состоит из:

1) клеток с отростками остеоцитов;

2) межклеточного вещества;

3) нервов;

4) кровеносных сосудов;

5) соединительной оболочки.

4. Особенности строения хрящевой ткани. Виды хрящей и их значение. (Рассказ учителя с использованием таблицы, рисунков в учебнике, записи в ученических тетрадях).

Самостоятельная работа с учебником.

Особенности строения хрящевой ткани.

Хрящевая ткань состоит из:

1) клеток хондроцитов;

2) межклеточного вещества;

3) наружного соединительнотканного слоя (надхрящницы).

III. Закрепление знаний учащихся.

Задача 1.

Лабораторная работа №1

Тема. Микроскопическое строение костной, хрящевой и мышечной тканей.

Цель: изучить особенности микроскопической строения и многообразие соединительных и мышечных тканей.

Оборудование и материалы: мікропрепарати хрящевой, костной и мышечных тканей, микроскопы, таблица “Микроскопическое строение животных тканей”, учебник.

Ход работы

1. Рассмотрите под микроскопом готовые мікропрепарати различных видов соединительной ткани: костной и хрящевой. Найдите ядро, цитоплазму, мембрану, межклеточное вещество. Обратите внимание на соотношение клеток и межклеточного вещества, на форму клеток.

2. Сравните увиденное с рисунком в учебнике. Обозначьте структурные компоненты цифрами.

 

Хрящевая ткань

 

Костная ткань

 

Соединительные ткани:

1. Ядро.

2. Цитоплазма.

3. Мембрана.

4. Міжклітинна вещество.

 

3. Рассмотрите с помощью микроскопа готовы мікропрепарати различных видов мышечной ткани: исчерченной, сердечной исчерченной, непосмугованої. Найдите ядро, цитоплазму, мембрану, миофибриллы. Обратите внимание на форму клеток, количество ядер, расположение миофибрилл.

4. Сравните увиденное с рисунком в учебнике. Обозначьте структурные компоненты клеток цифрами.

 

Посмугована сердечная

 

Непосмугована

 

Посмугована скелетная

 

Мышечные ткани:

1. Ядро.

2. Цитоплазма.

3. Мембрана.

4. Миофибриллы.

 

5. Составьте таблицу.

 

Название ткани

Строение

Функция

Расположение в организме

Хрящевая

 

 

 

Костная

 

 

 

Посмугована скелетная

 

 

 

Непосмугована

 

 

 

Посмугована сердечная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Сделайте выводы, ответив на вопрос:

а) взаимосвязь между строением и функциями костной и хрящевой тканей?

б) Какие особенности строения исчерченной и непосмугованої мышечных тканей обусловливают их функции?

в) Какие признаки сходства строения в внутри соединительных и мышечных тканей?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Задание 2. Найдите соответствие между функцией опорно-двигательной системы и ее характеристики.

1. Кости позвоночного столба и нижних конечностей.

2. Плоские и трубчатые кости содержат красный костный мозг.

3. Мышцы-гликоген, скелет - соли Са, Fe, Г.

4. Кости конечностей, спины, груди и позвоночного столба. Мышцы спины и груди.

5. Кости черепа, позвоночного столба, грудной клетки и таза. Мышцы живота.

А - Двигательная

Б - Кроветворная

В - Опорная

Г - Депонуюча

Д - Защитная

IV. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.