РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 2. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ
УРОК 11. Строение костей, их развитие. Типы
соединения костей
Образовательная цель: сформировать понятие о
особенности строения костей, которые обеспечивают выполнение их функций; ознакомить
со свойствами кости как живого органа, что способен расти и меняться;
изучить особенности соединения костей в связи с их функциями.
Основные понятия и термины: компактная
вещество, губчатое вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг,
трубчатые, короткие, плоские кости, надкостницу.
Оборудование: таблицы «Строение кости»,
«Соединение костей», распилы костей.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Проверка домашнего задания.
Биологический диктант.
Вставьте пропущенные слова или
закончите предложения.
1. Кость состоит из ... ткани.
2. Скелет человека построен из
костной и ... тканей.
3. В состав костной ткани
входят ... и неорганические вещества.
4. Органические вещества придают
костям гибкости и ..., а неорганические - ... и ...
5. К системе органов опоры и движения
относятся скелет и....
6. Череп защищает мозг, а позвоночник
... мозг.
7. Костная и хрящевая ткани
принадлежат к ... тканей.
8. В костной, хрящевой тканях
хорошо развита ... вещество.
9. У детей костная ткань содержит
больше органических веществ, чем в ...
10. В организме человека есть три вида
мышечной ткани: посмугована, непосмугована и посмугована....
11. Скелетные мышцы образованы ...
тканью.
12. Основным свойством мышечной
ткани - это способность к....
II. Актуализация
опорных знаний учащихся.
Нарушение проблемных вопросов.
1. Почему кости способны выдерживать
большие нагрузки?
2. Как происходит заживление ран
при переломах костей?
3. У молодого петуха удалили всю
бедренную кость, но сохранили надкостницы. Через некоторое время кость восстановилась. Которые
можно сделать выводы из этого опыта?
III. Изучение
нового материала.
1. Разнообразие костей, их виды.
(Рассказ учителя с демонстрацией таблицы и скелета человека, записи в
ученических тетрадях).
2. Строение и свойства костей.
(Самостоятельная работа учащихся с распилами костей).
а) Найдите на поверхности кости
надкостницы. Чем оно отличается от основной массы костного вещества?
б) строение основной массы кости?
в) Какое значение имеет губчатое строение
костей?
г) Чем заполнены полости
трубчатых костей?
д) Каковы особенности строения предоставляют
костям легкости, прочности и упругости?
3. Рост костей, изменение их строения.
(Рассказ учителя с элементами беседы, составление схемы).
4. Изменение строения кости при различном
нагрузке. Влияние мышечной деятельности на строение кости. (Беседа с
демонстрацией различных костей человека и таблицы).
5. Соединения костей, их типы.
(Самостоятельная работа учащихся с учебником).
Пользуясь текстом учебника,
рисунками и схемами, заполните таблицу.
Примеры
|
Неподвижное соединение
|
Напіврухоме соединения
|
Подвижное соединение
|
|
|
|
6. Строение сустава. Типы суставов.
Движения в суставах: (Рассказ учителя с демонстрацией таблиц, записи в
ученических тетрадях).
Сустав = кость, которая сочленена с
суставной впадиной + сочленена кость с головкой + прочные связи +
суставная сумка + суставная жидкость.
IV. Закрепления знаний.
Тесты
I уровень
1. Кости черепа соединены между собой:
а) подвижно;
б) неподвижно;
в) напіврухомо.
2. Подвижное соединение костей - это:
а) шов;
б) сустав.
3. Шов - это соединение костей:
а) напіврухоме;
б) недвижимое.
4. Кости в толщину растут благодаря
деления клеток:
а) надкостницы;
б) костной ткани.
II уровень
1. Рассмотрите рисунок в учебнике
и напишите части трубчатой кости.
2. Рассмотрите рисунок в учебнике
и напишите составные части сустава.
III уровень
Укажите типы соединения указанных
костей, заполнив таблицу (правильные ответы отметьте знаком «+»).
Кости
|
Типы соединения костей
|
Недвижимое
|
Напіврухоме
|
Движимое
|
Крестцовые позвонки
Предплечье и плечо
Грудные позвонки
Бедренная кость с тазом
Кости мозговой части черепа
Кисть и предплечье
Голень и стопа
|
|
|
|
V. Домашнее задание.
Изучить предлагаемую тему с
учебника. Повторить строение скелета млекопитающих.