Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 1. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

УРОК 9. Регуляторные системы организма человека

 

Образовательная цель: дать понятие о принцип действия нервной, эндокринной и иммунной регуляции функций организма; показать связь организма с внешней средой в согласовании работы органов и обеспечении единства процессов жизнедеятельности.

Основные понятия и термины: нервная регуляция, гуморальная регуляция, гипоталамус, нервная система, железы внутренней секреции, иммунитет, иммунная регуляция.

Оборудование: таблицы «Нервная система и схема рефлекторной дуги», «Железы внутренней секреции».

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний.

Нарушение проблемных вопросов.

1. Каким образом в организме человека клетки, ткани, органы и системы органов работают как единое целое?

2. Как осуществляется реакция - ответ организма на действие раздражителя?

3. Чем отличаются рефлексы человека от рефлексов животных?

II. Изучение нового материала.

1. Способы регуляции функций организма человека. (Рассказ с элементами беседы, составление схемы).

2. Гуморальная регуляция функций, принцип ее действия. Факторы гуморальной регуляции. (Рассказ, записи в ученических тетрадях).

Факторы гуморальной регуляции:

а) температура;

б) pH среды;

в) белки;

г) гормоны;

д) метаболиты.

3. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции, их функции. (Объяснение учителя, составление схемы).

 

 

4. Принцип действия нервной регуляции функций организма. Роль рефлекса в поддержании жизнедеятельности организма. (Беседа на основе опорных знаний учащихся, составление схемы рефлекторной дуги).

1 - рецепторы сухожилия;

2 - центростремительные нервные волокна;

3 - спинной мозг;

4 - центробежные волокна;

5 - литко-нежный мышцу

Схема дуги Ахиллова рефлекса

 

5. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции функций. (Объяснение по схеме).

 

1 - нервная система;

2 - железа внутренней секреции;

3 - клетки органов;

4 - кровеносная система.

Схема взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции

 

Стрелками показано, что нервная система влияет на клетки (5) и на железы внутренней секреции (6) непосредственно. Железы внутренней секреции через кровеносную систему (7) влияют на нервную систему (8) и на клетки (9), кроме того, химические вещества многих клеток также влияющих на нервную систему (10).

6. Механизм действия иммунной системы. Иммунные реакции организма. Аллергия. (Рассказ с элементами беседы).

III. Закрепление знаний учащихся. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

1. Пользуясь учебником, составьте сравнительную характеристику гуморальной и нервной регуляции. Оформите в виде таблицы.

 

Гуморальная регуляция

Нервная регуляция

 

 

 

2. Укажите, какие функции выполняет нервная система в организме человека:

а) осуществляет регуляцию работы органов и систем органов и согласовывает их деятельность;

б) осуществляет транспорт веществ;

в) обеспечивает связь организма с окружающей средой;

г) является физиологической основой процессов мышление, обучение, сознания;

д) управляет активностью гуморального звена регуляции.

IV. Домашнее задание.

Изучить предлагаемую тему с учебника. Подготовить сообщение о вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на организм человека.