РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
 
Тема 1.  ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ 
СИСТЕМА
 
УРОК 9.  Регуляторные системы организма человека
 
Образовательная цель: дать понятие о 
принцип действия нервной, эндокринной и иммунной регуляции функций организма; показать 
связь организма с внешней средой в согласовании работы органов и 
обеспечении единства процессов жизнедеятельности.
Основные понятия и термины: нервная 
регуляция, гуморальная регуляция, гипоталамус, нервная система, железы 
внутренней секреции, иммунитет, иммунная регуляция.
Оборудование: таблицы «Нервная система 
и схема рефлекторной дуги», «Железы внутренней секреции».
Структура урока, основное содержание и 
методы работы
И. Актуализация опорных знаний.
Нарушение проблемных вопросов.
1. Каким образом в организме человека 
клетки, ткани, органы и системы органов работают как единое целое?
2. Как осуществляется реакция - 
ответ организма на действие раздражителя?
3. Чем отличаются рефлексы человека 
от рефлексов животных?
II. Изучение нового материала.
1. Способы регуляции функций 
организма человека. (Рассказ с элементами беседы, составление схемы).

2. Гуморальная регуляция функций, 
принцип ее действия. Факторы гуморальной регуляции. (Рассказ, записи в ученических 
тетрадях).
Факторы гуморальной регуляции:
а) температура;
б) pH среды;
в) белки;
г) гормоны;
д) метаболиты.
3. Железы внешней, внутренней и 
смешанной секреции, их функции. (Объяснение учителя, составление схемы).
 

 
4. Принцип действия нервной регуляции 
функций организма. Роль рефлекса в поддержании жизнедеятельности организма. 
(Беседа на основе опорных знаний учащихся, составление схемы рефлекторной дуги).

1 - рецепторы сухожилия;
2 - центростремительные нервные волокна;
3 - спинной мозг;
4 - центробежные волокна;
5 - литко-нежный мышцу
Схема дуги Ахиллова рефлекса
 
5. Взаимосвязь нервной и 
гуморальной регуляции функций. (Объяснение по схеме).
 

1 - нервная система;
2 - железа внутренней секреции;
3 - клетки органов;
4 - кровеносная система.
Схема взаимосвязи нервной и 
гуморальной регуляции
 
Стрелками показано, что нервная система 
влияет на клетки (5) и на железы внутренней секреции (6) непосредственно. 
Железы внутренней секреции через кровеносную систему (7) влияют на нервную 
систему (8) и на клетки (9), кроме того, химические вещества многих клеток 
также влияющих на нервную систему (10).
6. Механизм действия иммунной системы. 
Иммунные реакции организма. Аллергия. (Рассказ с элементами беседы).
III. Закрепление знаний учащихся. 
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
1. Пользуясь учебником, 
составьте сравнительную характеристику гуморальной и нервной регуляции. Оформите 
в виде таблицы.
 
 
  | 
   Гуморальная регуляция 
   | 
  
   Нервная регуляция 
   | 
 
 
  | 
     
   | 
  
     
   | 
 
 
2. Укажите, какие функции выполняет 
нервная система в организме человека:
а) осуществляет регуляцию работы органов 
и систем органов и согласовывает их деятельность;
б) осуществляет транспорт веществ;
в) обеспечивает связь организма с 
окружающей средой;
г) является физиологической основой процессов 
мышление, обучение, сознания;
д) управляет активностью гуморального 
звена регуляции.
IV. Домашнее задание.
Изучить предлагаемую тему с 
учебника. Подготовить сообщение о вредном влиянии курения, алкоголя, 
наркотиков на организм человека.