РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 1. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА
УРОК 9. Регуляторные системы организма человека
Образовательная цель: дать понятие о
принцип действия нервной, эндокринной и иммунной регуляции функций организма; показать
связь организма с внешней средой в согласовании работы органов и
обеспечении единства процессов жизнедеятельности.
Основные понятия и термины: нервная
регуляция, гуморальная регуляция, гипоталамус, нервная система, железы
внутренней секреции, иммунитет, иммунная регуляция.
Оборудование: таблицы «Нервная система
и схема рефлекторной дуги», «Железы внутренней секреции».
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация опорных знаний.
Нарушение проблемных вопросов.
1. Каким образом в организме человека
клетки, ткани, органы и системы органов работают как единое целое?
2. Как осуществляется реакция -
ответ организма на действие раздражителя?
3. Чем отличаются рефлексы человека
от рефлексов животных?
II. Изучение нового материала.
1. Способы регуляции функций
организма человека. (Рассказ с элементами беседы, составление схемы).
2. Гуморальная регуляция функций,
принцип ее действия. Факторы гуморальной регуляции. (Рассказ, записи в ученических
тетрадях).
Факторы гуморальной регуляции:
а) температура;
б) pH среды;
в) белки;
г) гормоны;
д) метаболиты.
3. Железы внешней, внутренней и
смешанной секреции, их функции. (Объяснение учителя, составление схемы).
4. Принцип действия нервной регуляции
функций организма. Роль рефлекса в поддержании жизнедеятельности организма.
(Беседа на основе опорных знаний учащихся, составление схемы рефлекторной дуги).
1 - рецепторы сухожилия;
2 - центростремительные нервные волокна;
3 - спинной мозг;
4 - центробежные волокна;
5 - литко-нежный мышцу
Схема дуги Ахиллова рефлекса
5. Взаимосвязь нервной и
гуморальной регуляции функций. (Объяснение по схеме).
1 - нервная система;
2 - железа внутренней секреции;
3 - клетки органов;
4 - кровеносная система.
Схема взаимосвязи нервной и
гуморальной регуляции
Стрелками показано, что нервная система
влияет на клетки (5) и на железы внутренней секреции (6) непосредственно.
Железы внутренней секреции через кровеносную систему (7) влияют на нервную
систему (8) и на клетки (9), кроме того, химические вещества многих клеток
также влияющих на нервную систему (10).
6. Механизм действия иммунной системы.
Иммунные реакции организма. Аллергия. (Рассказ с элементами беседы).
III. Закрепление знаний учащихся.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
1. Пользуясь учебником,
составьте сравнительную характеристику гуморальной и нервной регуляции. Оформите
в виде таблицы.
Гуморальная регуляция
|
Нервная регуляция
|
|
|
2. Укажите, какие функции выполняет
нервная система в организме человека:
а) осуществляет регуляцию работы органов
и систем органов и согласовывает их деятельность;
б) осуществляет транспорт веществ;
в) обеспечивает связь организма с
окружающей средой;
г) является физиологической основой процессов
мышление, обучение, сознания;
д) управляет активностью гуморального
звена регуляции.
IV. Домашнее задание.
Изучить предлагаемую тему с
учебника. Подготовить сообщение о вредном влиянии курения, алкоголя,
наркотиков на организм человека.